Жанровое своеобразие романа «Сияние» С. Кинга
Маргарита Эдуардовна Борисова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Роман С. Кинга «Сияние» («The Shining», 1977) — яркий представитель жанра литературы ужасов, в частности — литературы ужасов США, которая обладает рядом уникальных черт, многие из которых обнаруживаются в романе. В основу романа заложены традиционные элементы жанра: в их числе топос готического замка и мотив безумия, который в XX в. осмысляется с точки зрения науки. При этом темы, которые развивает Кинг в «Сиянии», являются ключевыми как для литературы ужасов, так и для творчества самого писателя: роль творчества в жизни творца, природа зла в человеке, влияние семьи и детства.
Тезисы
Одним из ранних и самых
значимых произведений С. Э. Кинга (род. 1947) стал роман «Сияние» («The Shining», 1977), ставший мировым бестселлером и одним из
известнейших произведений литературы ужасов XX в. Существует достаточно обширная база
исследований, посвященных творчеству Кинга (как русскоязычных, так и
зарубежных; как аналитических, так и сравнительных). В связи с тем, что
значимость Кинга как автора уже признана современным литературоведением,
необходимым становится определение места произведений писателя в литературном
процессе. В частности, доклад посвящен месту одного из самых известных его
романов в литературе ужасов США. Роман «Сияние» по своей природе — это во
многом готический роман, что отсылает нас к наиболее ранним истокам литературы
ужасов. Сюжет романа построен вокруг отеля «Оверлук», который по всем признакам
является готическим замком. Он наделен собственной историей, полной тайн и
проклятий — и тесно переплетенной с историей Соединенных Штатов, — в нем
обитают собственные призраки, а его сложное внутреннее устройство и мрачная
атмосфера служит картой, на которой разворачиваются все события романа. Во
многом классическими оказываются и образы главных героев: членов семьи Торренс, которые оказываются в замкнутом пространстве «Оверлука» наедине со
своими страхами и проблемами. В первую очередь, это Джек: одновременно и
готический злодей, угрожающий героине — своей жене, — и характерный для
литературы ужасов медленно теряющий рассудок безумец (особенно хорошо знакомый
нам по творчеству Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта, прямых предшественников Кинга). Он
же играет роль писателя-рассказчика, который изучает и творчески осмысляет
события сюжета. На месте «готической героини» оказывается Венди Торренс, которая
наследует у своих литературных «предшественниц» в жанре литературы ужасов
многие черты, а также выражает эмоциональную точку зрения на ужасные события, в
противовес рациональному взгляду Джека. Их сын Дэнни, с одной стороны, это
рассказчик-ребенок, незамутненное восприятие которого позволяет автору
изобразить «Оверлук» и семейный конфликт семьи Торренс через особую призму; с
другой, как ребенок-экстрасенс, он становится еще одним источником мистического
и пугающего, во многом противопоставленным «Оверлуку» в романе. Круг тем и
мотивов, который Кинг вводит в роман, также характерен для литературы ужасов.
Это мотив семьи и семейной тайны; мотив темного прошлого — как
проклятого отеля, так и семьи Торренс; вопрос об источнике зла и жестокости;
тема борьбы рассудка и безумия, которая в романе дается «от первого лица»; и,
наконец, тема творчества и его влияния на человека.