Предикация интекстов в рассказе Л. С. Петрушевской «Новые Гамлеты»
Евгения Павловна Логинова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу предикаций и функций интекстов в рассказе Л. С. Петрушевской «Новые Гамлеты» в аспекте лингвистики текста. Предикация интекстов, предполагающая четыре уровня приращения их смыслов в принимающем тексте, рассматривается как смысловое преобразование интекстов за счет авторских речевых стратегий, отбора и функционирования языковых средств. Такой подход дает возможность выявить смыслопорождающую функцию интекстов в анализируемом тексте посредством наблюдения над особенностями употребления языковых и речевых единиц, характера интертекстуальных включений.
Тезисы
Смысловое
поле рассказа Л. С. Петрушевской «Новые Гамлеты» создается за счет интенсивных
интертекстуальных связей. Интексты в рассказе получают
дополнительные смысловые приращения в виде предикаций. В анализируемом тексте
реализация интертекстуальной стратегии происходит и на трех, и на четырех
этапах предикации. Четвертый этап предикации — предикация по нескольким интекстам,
которая возникает в новом тексте, если апелляция осуществляется к нескольким
интекстам и интексты взаимодействуют между собой.
Интексты
вводятся в текст рассказа с участием разных языковых и речевых средств, выбор
которых не случаен, направлен на воплощение замыслов автора. Именно за счет
особого употребления языковых средств, реализующих интертекстуальные связи
текста, и создаются третья и четвертая предикации. Наблюдение над смысловыми
приращениями интекстов, образуемых благодаря функционированию языковых средств,
которые формируют третью и четвертую предикации интекстов, позволяет
интерпретировать смыслы нового текста.
Петрушевская использует разнообразные средства языка и речи для введения интертекста в текст рассказа. Это можно наблюдать на фонетическом, словообразовательном, лексическом и синтаксическом уровнях, а также в особенностях композиционной организации текста. Одним из способов предикации интекстов является введение в текст тематических групп лексем со значениями ‘предательство’, ‘шутовство’, ‘служение’, ‘жертвенность’, ‘жестокость’, ‘разрушение’, которые формируют и поддерживают аллюзии на прецедентные ситуации из произведений мировой литературы («Гамлет» У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Бесы» Ф. М. Достоевского) и «сильных» текстов культуры (Библия — Евангелия, Деяния апостолов). На словообразовательном уровне показательными являются приставки со значением разделения и доведения до предела, а фонетическое сходство имени героини с именем апостола Луки позволяет сопоставлять эти два образа в тексте рассказа.
Лингвистический анализ текста показывает, что основной темой, которую раскрывает Петрушевская, является разрушение связи между поколениями и между человеком и Богом. Ключевая деталь для интерпретации рассказа — особенность образов персонажей, их явное двоение, что реализуется с помощью средств языка на четвертом уровне предикации интертекста.
Петрушевская использует разнообразные средства языка и речи для введения интертекста в текст рассказа. Это можно наблюдать на фонетическом, словообразовательном, лексическом и синтаксическом уровнях, а также в особенностях композиционной организации текста. Одним из способов предикации интекстов является введение в текст тематических групп лексем со значениями ‘предательство’, ‘шутовство’, ‘служение’, ‘жертвенность’, ‘жестокость’, ‘разрушение’, которые формируют и поддерживают аллюзии на прецедентные ситуации из произведений мировой литературы («Гамлет» У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Бесы» Ф. М. Достоевского) и «сильных» текстов культуры (Библия — Евангелия, Деяния апостолов). На словообразовательном уровне показательными являются приставки со значением разделения и доведения до предела, а фонетическое сходство имени героини с именем апостола Луки позволяет сопоставлять эти два образа в тексте рассказа.
Лингвистический анализ текста показывает, что основной темой, которую раскрывает Петрушевская, является разрушение связи между поколениями и между человеком и Богом. Ключевая деталь для интерпретации рассказа — особенность образов персонажей, их явное двоение, что реализуется с помощью средств языка на четвертом уровне предикации интертекста.