Диалог творческих систем Н. В. Гоголя и П. Брейгеля Старшего в контексте карнавала: хронотопическая организация
Ольга Павловна Стасенко
Докладчик
студент 4 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе выявляются
сходства трансформации карнавальной эстетики в творчестве П. Брейгеля
Старшего и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя в аспекте хронотопической
организации. Определяются векторы этой трансформации: локализация пространства
праздника, демаркация природного и антропологического пространств, размывание
границ карнавала, усложнение соотношения циклического и исторического времен и
расслоение карнавальных эстетики и мироощущения. Делается вывод о процессе
разложения карнавала как выражения народного единства и связи человека с землей
в произведениях авторов.
Тезисы
В исследовании предпринимается попытка выявить
сходство трансформации карнавальной эстетики в творчестве Н. В. Гоголя и П. Брейгеля Старшего в аспекте пространственной и временной организации. В
качестве материала выступают сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Гоголя, а также ряд картин Брейгеля («Битва Карнавала и Поста», «Детские игры»,
«Фламандские пословицы», «Сорока на виселице», «Безумная Грета», «Крестьянский
танец», «Свадебный танец», цикл «Месяцы»). В ходе исследования решается ряд
задач: на выбранном материале анализируется реализация карнавальной эстетики в
пространственно-временном аспекте; выделяются основные тенденции в
трансформации хронотопической организации карнавала, совпадающие в творческих
системах Гоголя и Брейгеля; полученные результаты концептуализируются, делается вывод относительно общего значения совпадений в реализации карнавальной
эстетики в произведениях Гоголя и Брейгеля.
В докладе проводится анализ хронотопической структуры гоголевского сборника и отдельных составляющих его повестей в сопоставлении с картинами Брейгеля. Выявляется тенденция усложнения отношений человека и земли, реализующаяся в ряде процессов. Доказывается, что для творчества обоих авторов характерно переосмысление явления внутреннего расширения хронотопа, во многом определенного карнавальной концепцией связи человека с землей, что маркирует постепенное ослабевание этой связи в процессе пробуждения самосознания личности. Потеря всеобщности карнавала, в котором появляются «отпавшие звенья» ведет к локализации пространства реализации праздника, а также демаркации онтологического и антропологического пространств, что совсем не характерно для классического карнавала, для которого человек остается прежде всего природным существом. В связи с этим происходит усложнение соотношения циклического и исторического времен, что реализуется в спиралевидной композиции гоголевского сборника. Изменение пространственной структуры карнавала, намечающийся разрыв его связи с землей (в значении и «веселого места», и национальной почвы) ведет к размыванию границ карнавала и к постепенному расслоению карнавальной эстетики и мироощущения. На основании представленного материала делается вывод о том, что в творчестве Гоголя и Брейгеля на уровне пространственно-временной организации отражается начало процесса разложения карнавала как выражения народного единства и связи человека с землей.
В докладе проводится анализ хронотопической структуры гоголевского сборника и отдельных составляющих его повестей в сопоставлении с картинами Брейгеля. Выявляется тенденция усложнения отношений человека и земли, реализующаяся в ряде процессов. Доказывается, что для творчества обоих авторов характерно переосмысление явления внутреннего расширения хронотопа, во многом определенного карнавальной концепцией связи человека с землей, что маркирует постепенное ослабевание этой связи в процессе пробуждения самосознания личности. Потеря всеобщности карнавала, в котором появляются «отпавшие звенья» ведет к локализации пространства реализации праздника, а также демаркации онтологического и антропологического пространств, что совсем не характерно для классического карнавала, для которого человек остается прежде всего природным существом. В связи с этим происходит усложнение соотношения циклического и исторического времен, что реализуется в спиралевидной композиции гоголевского сборника. Изменение пространственной структуры карнавала, намечающийся разрыв его связи с землей (в значении и «веселого места», и национальной почвы) ведет к размыванию границ карнавала и к постепенному расслоению карнавальной эстетики и мироощущения. На основании представленного материала делается вывод о том, что в творчестве Гоголя и Брейгеля на уровне пространственно-временной организации отражается начало процесса разложения карнавала как выражения народного единства и связи человека с землей.