Фольклорный образ луны в первом альбоме фолк-рок-группы «Мельница» «Дорога Сна»
Дарья Айдаровна Замалюдинова
Докладчик
студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе определены
характерные для многих культурных традиций смысловые составляющие образа луны и
прослежена их реализация в текстах первого альбома фолк-рок-группы «Мельница». Выявляется
отражение большинства выделенных нами традиционных универсалий, связанных с луной.
В то же время не все отсылки соотносятся с определенной традицией и могут противоречить ей. Образ луны имеет фольклорную основу, но, благодаря размытости
отнесенности к конкретной культуре, переосмысляется и становится интуитивно
понятным современному поколению, живущему в ситуации перманентного диалога
культур.
Тезисы
В
народной культуре многие предметы и явления обладают символическим смыслом,
который не утрачивается со временем и способствует диалогу традиции и
современности. Одна из форм последнего — фолк-рок, чьи авторы широко используют
переосмысленные фольклорные мотивы и образы, способствуя передаче архаических
представлений, сохранению их как части уже современной культуры.
Объект исследования — фольклорный образ луны в текстах альбома фолк-рок-группы «Мельница» «Дорога Сна». Изучив мифологические словари Н. И. Толстого и С. А. Токарева, словари символов В. Андреевой, В. М. Рошаля, Л. С. Баешко, а также указатель фольклорно-мифологических мотивов Ю. Е. Березкина, Е. Н. Дувакина, мы выделили три смысловые составляющие образа луны.
1. В европейской и славянской фольклорных традициях он связан с мотивом активизации демонологических персонажей, загробным миром, траурными церемониями.
2. Универсально для многих культур со- и противопоставление солнца и луны — как мужа и жены, брата и сестры, жизни и смерти.
3. Для античной и других фольклорных традиций характерна связь луны с женским началом, символизирующим целомудрие, непостоянство, изменчивость, в то время как у восточных славян и скандинавских народов она имеет мужское воплощение.
В текстах «Дороги Сна» луна предстаёт как: знак опасного, «нечистого» времени («Дорога Сна», «Змей», «Оборотень»); маркер потустороннего мира, указывающий на близость смерти и нечистой силы («Дорога Сна», «Змей», «Воин Вереска», «Оборотень, «На Север»); женская ипостась («Змей», «Воин Вереска») / воплощение желанной женщины («На Север»). Также образ луны, который в архаических представлениях символизирует разлуку, отражает и состояние лирического героя, покидающего возлюбленную («Воин Вереска», «Оборотень»). Выделенные составляющие отчетливо соотносятся с представлениями о луне, отмечаемыми во многих традициях, что указывает на архаические истоки образа и позволяет считать его фольклорным.
В то же время мы наблюдаем отсутствие со-противопоставления солнца и луны, в чем видим авторское переосмысление образа, его некоторое упрощение.
Рассматриваемые тексты полны отсылок к славянской, скандинавской и кельтской мифологии, но в нескольких случаях обнаруживаются несвойственные этим традициям представления о луне, из-за чего мы не можем отнести рассматриваемый образ к конкретной культурной традиции. Так, в текстах «Змей» и «На Север» представлена несвойственная для славян и скандинавов связь образа луны с женской ипостасью.
Таким образом, для создания образа луны используются приёмы традиционного фольклора — олицетворение и градация из текста в текст, однако мы наблюдаем не точное воспроизведение, а авторскую интерпретацию образа по наиболее распространённым и универсальным моделям, создание новой фольклорной Вселенной.
Объект исследования — фольклорный образ луны в текстах альбома фолк-рок-группы «Мельница» «Дорога Сна». Изучив мифологические словари Н. И. Толстого и С. А. Токарева, словари символов В. Андреевой, В. М. Рошаля, Л. С. Баешко, а также указатель фольклорно-мифологических мотивов Ю. Е. Березкина, Е. Н. Дувакина, мы выделили три смысловые составляющие образа луны.
1. В европейской и славянской фольклорных традициях он связан с мотивом активизации демонологических персонажей, загробным миром, траурными церемониями.
2. Универсально для многих культур со- и противопоставление солнца и луны — как мужа и жены, брата и сестры, жизни и смерти.
3. Для античной и других фольклорных традиций характерна связь луны с женским началом, символизирующим целомудрие, непостоянство, изменчивость, в то время как у восточных славян и скандинавских народов она имеет мужское воплощение.
В текстах «Дороги Сна» луна предстаёт как: знак опасного, «нечистого» времени («Дорога Сна», «Змей», «Оборотень»); маркер потустороннего мира, указывающий на близость смерти и нечистой силы («Дорога Сна», «Змей», «Воин Вереска», «Оборотень, «На Север»); женская ипостась («Змей», «Воин Вереска») / воплощение желанной женщины («На Север»). Также образ луны, который в архаических представлениях символизирует разлуку, отражает и состояние лирического героя, покидающего возлюбленную («Воин Вереска», «Оборотень»). Выделенные составляющие отчетливо соотносятся с представлениями о луне, отмечаемыми во многих традициях, что указывает на архаические истоки образа и позволяет считать его фольклорным.
В то же время мы наблюдаем отсутствие со-противопоставления солнца и луны, в чем видим авторское переосмысление образа, его некоторое упрощение.
Рассматриваемые тексты полны отсылок к славянской, скандинавской и кельтской мифологии, но в нескольких случаях обнаруживаются несвойственные этим традициям представления о луне, из-за чего мы не можем отнести рассматриваемый образ к конкретной культурной традиции. Так, в текстах «Змей» и «На Север» представлена несвойственная для славян и скандинавов связь образа луны с женской ипостасью.
Таким образом, для создания образа луны используются приёмы традиционного фольклора — олицетворение и градация из текста в текст, однако мы наблюдаем не точное воспроизведение, а авторскую интерпретацию образа по наиболее распространённым и универсальным моделям, создание новой фольклорной Вселенной.