Миф о падении Фаэтона в русской панегирической литературе XVIII в.
Артём Евгеньевич Трофимов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются особенности использования мифологического сюжета о падении Фаэтона в русской панегирической литературе XVIII в., связанной с военной темой. Исследование проводится на обширном литературном материале — от прозаических панегириков Петровской эпохи до торжественных од конца XVIII в. В докладе продемонстрировано изменение аллегорического значения образа Фаэтона (от аллегории Швеции до абстрактного врага России), а также показаны особенности перифрастического и антономазийного употребления данного имени.
Тезисы
Эмблематичность — одна из черт, наиболее ярко характеризующих русскую поэзию XVIII в. Эмблематика, часто соединявшая в себе визуальное и вербальное начала, в той или иной мере присутствовала во многих литературных жанрах русского XVIII в., начиная с эпохи Петровского барокко. Особую яркость и выразительность эмблематика придавала торжественной окказиональной литературе, где многие эмблематичные образы имели мифологическое (античное и библейское) происхождение. Часто в русском искусстве начала XVIII в. визуальная эмблема приобретала функцию узнаваемой аллегории, за которой, согласно замыслу авторов, реципиент должен был усматривать политические и общественно значимые реалии эпохи: за образом Немейского льва скрывалась Швеция, Нептун олицетворял современные морские сражения и т. д. Одним из часто встречающихся литературных образов, имеющих эмблематическое происхождение, был образ падающего Фаэтона, олицетворяющий поверженного неприятеля Российской империи.
В рамках настоящего доклада будет проанализировано происхождение этого образа, его бытование в визуальной культуре, языке и художественной литературе XVIII в. Для исследования были привлечены произведения Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова и других значимых авторов XVIII в. В исследовании будет продемонстрирована эволюция мифологического сюжета о падении Фаэтона в русской литературе от яркой барочной эмблемы до метафоры, прочно вошедшей в поэтический язык. Кроме того, будут проанализированы внелитературные причины, по которым в разные периоды XVIII в. этот поэтический образ оставался популярен.
В рамках настоящего доклада будет проанализировано происхождение этого образа, его бытование в визуальной культуре, языке и художественной литературе XVIII в. Для исследования были привлечены произведения Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова и других значимых авторов XVIII в. В исследовании будет продемонстрирована эволюция мифологического сюжета о падении Фаэтона в русской литературе от яркой барочной эмблемы до метафоры, прочно вошедшей в поэтический язык. Кроме того, будут проанализированы внелитературные причины, по которым в разные периоды XVIII в. этот поэтический образ оставался популярен.