Пространство Киева в литературе XVIII и XX вв.
Андрей Алексеевич Петров
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
На основе анализа пространственно-временной организации трагедии А. П. Сумарокова «Семира» и романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» выявляется ряд схожих черт, связанных с образом Киева, который является общим местом действия для обоих произведений. Выдвигается гипотеза о построении этих текстов по аналогичным моделям, определенным восприятием города в культуре.
Тезисы
Согласно
сюжету трагедии А. П. Сумарокова «Семира» (1751), действие которой происходит в
древнем Киеве, власть в городе захватили прибывший из Новгорода князь Олег и
его сын Ростислав, а представители свергнутого рода Оскольд и его сестра Семира
предприняли безуспешную попытку вернуть себе престол. В результате анализа
пространственно-временной организации трагедии выявлен ряд особенностей
художественного мира произведения, во многом напоминающих пространственные
характеристики другого «киевского» текста уже ХХ столетия — романа М. А.
Булгакова «Белая гвардия». Источники такого «странного сближенья», как
представляется, связаны с тождеством места действия обоих произведений.
Причины того, что писатели разных эпох схожим образом воспринимают локус Киева, кроются в общих для них культурных ассоциациях, связанных с этим городом. Исследователи творчества Булгакова (М. О. Чудакова, М. С. Петровский) говорили о двух моделях, формирующих образ города в «Белой гвардии», которые условно можно обозначить как «Киев-Рим» и «Киев-Иерусалим». Мотивировка и происхождение последней понятны: такое уподобление уходит корнями в древнерусскую словесность, причем существуют свидетельства, подтверждающие актуальность этой идеи для XVIII и XIX вв.; истоки же сопоставления города с Римом, скорее, остаются загадкой. Представляется, что по этим же двум моделям во многом построен и художественный мир «Семиры». Если уподобить Киев в произведении Сумарокова Риму заставляет в первую очередь собственно пространственная организация мира трагедии, то в случае с концептом «Киев-Иерусалим» роль играют и параллели между сюжетом трагедии и библейскими сказаниями, и мотивы своего рода «протохристианства», чье включение в произведение, описывающее события языческого периода русской истории, оказывается возможным в связи с особенностями понимания Сумароковым исторического процесса в пределах жанра трагедии.
Гипотеза о связи между текстами XVIII и ХХ вв., опосредованной бытовавшими в культуре представлениями об образе Киева, открывает широкие возможности для анализа иных произведений литературы, действие которых так или иначе связано с этим городом, и, кроме того, позволяет по-новому взглянуть на идейное и композиционное содержание сумароковских трагедий.
Причины того, что писатели разных эпох схожим образом воспринимают локус Киева, кроются в общих для них культурных ассоциациях, связанных с этим городом. Исследователи творчества Булгакова (М. О. Чудакова, М. С. Петровский) говорили о двух моделях, формирующих образ города в «Белой гвардии», которые условно можно обозначить как «Киев-Рим» и «Киев-Иерусалим». Мотивировка и происхождение последней понятны: такое уподобление уходит корнями в древнерусскую словесность, причем существуют свидетельства, подтверждающие актуальность этой идеи для XVIII и XIX вв.; истоки же сопоставления города с Римом, скорее, остаются загадкой. Представляется, что по этим же двум моделям во многом построен и художественный мир «Семиры». Если уподобить Киев в произведении Сумарокова Риму заставляет в первую очередь собственно пространственная организация мира трагедии, то в случае с концептом «Киев-Иерусалим» роль играют и параллели между сюжетом трагедии и библейскими сказаниями, и мотивы своего рода «протохристианства», чье включение в произведение, описывающее события языческого периода русской истории, оказывается возможным в связи с особенностями понимания Сумароковым исторического процесса в пределах жанра трагедии.
Гипотеза о связи между текстами XVIII и ХХ вв., опосредованной бытовавшими в культуре представлениями об образе Киева, открывает широкие возможности для анализа иных произведений литературы, действие которых так или иначе связано с этим городом, и, кроме того, позволяет по-новому взглянуть на идейное и композиционное содержание сумароковских трагедий.