Пять сочинений о детстве: нарративное конструирование «счастливой» реальности
Анна Родионовна Гольник
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Материалом
исследования стали пять сочинений о
детстве из архива Софьи Семеновны
Шеметевой, которые были найдены мной
во время фольклорной экспедиции 2019
г. В исследовании рассматриваются
отдельные элементы построения
автобиографических нарративов о детстве:
временные рамки, отбор и последовательность
включённых событий, упоминание
или умолчание фактов глобальной истории,
а также воспоминаний, переданных
родителями, общая оценка периода детства.
Отдельно рассматривается феномен
исключительно положительных «вердиктов»
детству, несмотря на то, что нарративы
наполнены описаниями трудностей.
Тезисы
Материалом
данного исследования стали пять сочинений
о детстве, найденных мной в архиве С. С.
Шеметевой в селе Дорогорское Архангельской
области в ходе фольклорной экспедиции
2019 г. Пять текстов о детстве были написаны
по ее
просьбе ближайшими родственниками и ею самой.
В сочинениях мое
внимание привлекли элементы, характеризующие
повествование: временные рамки, принципы
отбора и расположение событий, включение
или умалчивание событий глобальной
истории и воспоминаний, переданных
родителями, характер обобщающего
«вердикта» своему детству. Методологической
рамкой исследования стали работы П.
Бергера и Т. Лукмана «Социальное
конструирование реальности», В. В.
Нурковой «Свершенное
продолжается: Психология автобиографической
памяти личности» и Н. Н. Козловой
«Советские люди. Сцены из истории». Для
начала мы даем текстологическое описание
рукописей и краткую характеристику
авторов (их родственных связей и
отношений), историю создания сочинений
взрослыми людьми и их значения для
хранителя архива. Анализ временных
рамок повествования мы ограничили рассмотрением периода биографий, который
авторы сочинений характеризуют как
«детство». Окончание периода детства
для всех авторов совпадает с процессом
«альтернаций»: окончание школы и начало
рабочей жизни или, для одного из
сочинителей, кардинальная смена
окружения. Несколько авторов являются
сиблингами. Этот факт дает возможность
посмотреть на значение воспоминаний,
переданных родителями. Одни авторы
включают их в свои биографии, другие
предпочитают развивать повествование
на основании только собственного опыта
и воспоминаний. Во всех случаях цитирования
родительских воспоминаний упоминались
первые дни или месяцы жизни, которые
ребенок
запомнить самостоятельно не мог.
Выстраивание нарративов происходит у
всех пяти авторов по-разному. У мужа
хранительницы архива это перечисление
воспоминаний, связанных с переживаниями
экстремального опыта, которое происходит
без видимой последовательности. Его
шурин выстраивает свои воспоминания
вокруг темы ранней самостоятельности.
Сестра хранительницы вспоминает
окружающих ее
людей и перечисляет совместные занятия.
У хранительницы архива воспоминания
группируются вокруг различных школьных
мероприятий. Ее дочь последовательно
рассказывает о своих занятиях, интересах,
окружении, старается как можно полнее
охарактеризовать все сферы своей жизни
по мере взросления. При том, что все
авторы, рассказывая о детстве, говорят
о трудностях и печалях, оценки событий
стремятся к одному знаменателю. Четыре
нарратива из пяти завершаются подведением
итогов, попыткой дать оценку жизненному
периоду. И в большинстве случаев детство
обретает исключительно положительные
определения («счастливое», «светлое»). И
лишь в одном сочинении упоминается
невозможность однозначной трактовки этого периода.