Этнокультурный стереотип «немец» в текстах русской литературы и публицистики XIX в.: лингвистический аспект
Анастасия Артёмовна Чекина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
На материале русской
литературы и публицистики ХIХ в. в докладе рассматриваются особенности функционирования этнонима
«немец» и его производных («немецкий»; «по-немецки»; «онемечиться»), выступающих в качестве лексических презентаторов
этнокультурного стереотипа «немец глазами русских». Формулируются оценочный и
констатирующий компоненты рассматриваемого общекультурного стереотипа, имеющие
языковое воплощение, прежде всего, на уровне лексики и синтаксиса. Делается вывод о влиянии авторской позиции на полноту / спецификацию
содержания этого стереотипа в конкретном
тексте.
Тезисы
Исследование посвящено
изучению этнонима «немец» и его отэтнонимных производных в функции выражения
культурного стереотипа. Прежде всего рассматривается их языковая реализация как
в конкретном тексте, так и на широком фоне отобранных текстов. Языковой стереотип
понимается в работе в контексте люблинской концепции, возглавляемой
Е. Бартминьским.
На материале русской литературы и публицистики ХIХ в. в исследовании рассматриваются основные
способы языковой реализации этнокультурного стереотипа «немец». В докладе
описываются основные компоненты понятия «языковой стереотип»; анализируются этноним
«немец» и его производные с точки зрения языкового выражения устойчивых
характеристик этнокультурного стереотипа; определяется, как авторская позиция
влияет на оценочную характеристику рассматриваемого стереотипа в конкретном
тексте.
В
качестве объекта наблюдения выступают краткие и пространные контексты с
участием этнонима «немец» и его производных, реализующихся в: различных
синтаксических позициях (например, в качестве предиката, т. е. части
именного сказуемого); сочетании с эпитетами, которые выражают яркую
оценочную характеристику; паремиологических выражениях (например, в пословицах).
Демонстрируется амбивалентность
«немецкого стереотипа»: с одной стороны, «немец» ассоциируется с жестокостью и
высокомерием (хитрый немчин), с
другой — с трудолюбием и образованностью (ученый
немец).
Характерными презентаторами
рассматриваемого этнокультурного стереотипа являются такие отэтнонимные речевые
единицы, как «немецкий», «по-немецки», «онемечиться». Такая лексика в
наибольшей степени актуализирует устойчивые черты «немецкого стереотипа».