Особенности функционирования неполных предложений в интернет-комментариях (на материале русскоязычного интернет-форума «Mail.Дети»)
Юйвэнь Фань
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен неполным предложениям в
интернет-комментариях на материале форума «Mail.Дети». Анализируются разные типы неполных предложений, частотность
их использования, а также особенности их функционирования в современном русском
языке. Будет представлена новая комплексная классификация неполных предложений.
Тезисы
В докладе представлена попытка найти неполные
предложения в интернет-комментариях и выявить их функции в процессе
использования. Неполные предложения в интернет-комментариях обладают определённой спецификой. Данные предложения типичны для разговорной речи, особенно для
диалога. В связи с законом речевой экономии этот тип предложения активно
развивается в эпоху интернета. Интернет-комментарий, в свою очередь, характеризуется
лаконизмом и получает распространение в разговорной речи.
Именно поэтому для того чтобы описать неполные предложения в комментариях, необходимо решение следующих задач.
1. Отобрать неполные предложения в интернет-комментариях.
2. Классифицировать данные неполные предложения согласно комплексной классификации, созданной на основе классификаций В. В. Бабайцевой и Н. С. Валгиной.
3. Выявить все типы неполных предложений в интернет-комментариях и оценить их частотность.
4. Проанализировать особенности функционирования неполных предложений в современном русском языке.
Источником материала являются комментарии, размещенные на интернет-форуме «Mail.Дети». Здесь представлены такие разделы, как «В ожидании чуда», «Здоровье», «Обучение и воспитание», «Наши дети», «Семейные отношения» и т. д. Методом сплошной выборки мы отобрали 144 синтаксические единицы по теме «Наши дети» из комментариев, написанных 01.06.2020 г.
Чтобы выявить частотность разных типов неполных предложений в спонтанной речи (в нашем случае — комментариях с форума) и в то же время показать употребительность других типов предложений (полные предложения и смежные с ними), определить тенденции развития современной русской разговорной речи, была проведена выборка примеров. Далее комментарии были распределены в соответствии с новой комплексной классификацией, также была определена частотность использования каждого типа и выявлена их специфика. На основе полученных результатов составлены диаграммы.
Анализ полученного материала в его связи с типом комментирования позволил выявить закономерность использования предложений разного типа в интернет-коммуникации. В результате было определено 11 типов неполных предложений. Из них 5 типов принадлежат к структурно полным, но к семантически неполным предложениям, остальные — к структурно и семантически неполным. Во всех типах неполных предложений частотность неполных неопределённо-личных предложений с отсутствием дополнения самая высокая, а частотность семантически неполных предложений с существительным в именительном падеже — самая низкая.
Именно поэтому для того чтобы описать неполные предложения в комментариях, необходимо решение следующих задач.
1. Отобрать неполные предложения в интернет-комментариях.
2. Классифицировать данные неполные предложения согласно комплексной классификации, созданной на основе классификаций В. В. Бабайцевой и Н. С. Валгиной.
3. Выявить все типы неполных предложений в интернет-комментариях и оценить их частотность.
4. Проанализировать особенности функционирования неполных предложений в современном русском языке.
Источником материала являются комментарии, размещенные на интернет-форуме «Mail.Дети». Здесь представлены такие разделы, как «В ожидании чуда», «Здоровье», «Обучение и воспитание», «Наши дети», «Семейные отношения» и т. д. Методом сплошной выборки мы отобрали 144 синтаксические единицы по теме «Наши дети» из комментариев, написанных 01.06.2020 г.
Чтобы выявить частотность разных типов неполных предложений в спонтанной речи (в нашем случае — комментариях с форума) и в то же время показать употребительность других типов предложений (полные предложения и смежные с ними), определить тенденции развития современной русской разговорной речи, была проведена выборка примеров. Далее комментарии были распределены в соответствии с новой комплексной классификацией, также была определена частотность использования каждого типа и выявлена их специфика. На основе полученных результатов составлены диаграммы.
Анализ полученного материала в его связи с типом комментирования позволил выявить закономерность использования предложений разного типа в интернет-коммуникации. В результате было определено 11 типов неполных предложений. Из них 5 типов принадлежат к структурно полным, но к семантически неполным предложениям, остальные — к структурно и семантически неполным. Во всех типах неполных предложений частотность неполных неопределённо-личных предложений с отсутствием дополнения самая высокая, а частотность семантически неполных предложений с существительным в именительном падеже — самая низкая.