Обход дома с иконой при пожаре: акторы и атрибуты
Ольга Вячеславовна Голубничая
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается окказиональный обряд
— обход дома с иконой во время пожара
и его интерпретация участниками.
Материалом работы являются интервью с
жителями Мезенского р-на Архангельской
обл. В работе уделено внимание
атрибутам и авторам обряда. Ими выступают
ритуальные специалисты и зрители, поэтому рассказы и оценки представлены
с двух точек зрения.
Тезисы
В ходе
фольклорно-антропологической экспедиции
2019 г. в одной из деревень Мезенского
р-на Архангельской обл. мы услышали
рассказы о ритуальных действиях при
произошедшем несколько лет назад пожаре.
Рассказы об этих событиях были записаны
в семи интервью с восемью информантами,
семь из которых — женщины (1939 г. р., 1952
г. р., 1949 г. р., 1945 г. р., 1936 г. р.), и один
мужчина (1937 г. р.).
Ритуалы защиты от пожара относятся антропологами к так называемым обрядам бедствия (В. Тернер, «Символ и ритуал») или окказиональным обрядам (обрядам по случаю). Славянские окказиональные обряды давно привлекли к себе интерес этнографов, которые много внимания уделяли атрибутам данных обрядов, например, обыденным вещам (Д. К. Зеленин, «Обыденные полотенца и обыденные храмы»). Все этапы создания таких вещей должны были быть выполнены в кратчайшие сроки — в один день. Это было невозможно совершить одному человеку, поэтому требовался коллективный труд. В настоящем докладе атрибуты также рассматриваются как важная часть обходного обряда.
Используемые сакральные предметы (иконы) или соблюдение требующихся особых условий (нагота акторов) усиливают эффект действий. В описываемых нашими информантами событиях основное значение придавалось совершению обхода с сакральным предметом вокруг очага пожара. Считается, что с помощью обходных действий участники обряда замыкают неблагоприятные явления внутри символического круга. Акторами обходного обряда выступают как ритуальные специалисты, так и зрители, следящие за действиями того, кто обходит горящий дом, и высказывающие свою оценку. Поэтому мы имеем дело с рассказами и оценками с двух точек зрения: ритуального специалиста и зрителей обхода. Рассказ «ритуального специалиста» — женщины, впервые совершившей обход — передает переживания субъекта ритуального действия и изменение его самосознания. Рассказы зрителей содержат их реакцию на совершение обхода, оценку решимости нового «ритуального специалиста», правомочности ее действий и изменение ее социальной репутации — стала ли она «знающей» или «колдуньей».
Итак, целью данной работы является создание «насыщенного описания» (К. Гирц, «Интерпретация культур») окказионального обряда — обхода дома с иконой во время пожара — и его интерпретация с разных точек зрения участниками.
Ритуалы защиты от пожара относятся антропологами к так называемым обрядам бедствия (В. Тернер, «Символ и ритуал») или окказиональным обрядам (обрядам по случаю). Славянские окказиональные обряды давно привлекли к себе интерес этнографов, которые много внимания уделяли атрибутам данных обрядов, например, обыденным вещам (Д. К. Зеленин, «Обыденные полотенца и обыденные храмы»). Все этапы создания таких вещей должны были быть выполнены в кратчайшие сроки — в один день. Это было невозможно совершить одному человеку, поэтому требовался коллективный труд. В настоящем докладе атрибуты также рассматриваются как важная часть обходного обряда.
Используемые сакральные предметы (иконы) или соблюдение требующихся особых условий (нагота акторов) усиливают эффект действий. В описываемых нашими информантами событиях основное значение придавалось совершению обхода с сакральным предметом вокруг очага пожара. Считается, что с помощью обходных действий участники обряда замыкают неблагоприятные явления внутри символического круга. Акторами обходного обряда выступают как ритуальные специалисты, так и зрители, следящие за действиями того, кто обходит горящий дом, и высказывающие свою оценку. Поэтому мы имеем дело с рассказами и оценками с двух точек зрения: ритуального специалиста и зрителей обхода. Рассказ «ритуального специалиста» — женщины, впервые совершившей обход — передает переживания субъекта ритуального действия и изменение его самосознания. Рассказы зрителей содержат их реакцию на совершение обхода, оценку решимости нового «ритуального специалиста», правомочности ее действий и изменение ее социальной репутации — стала ли она «знающей» или «колдуньей».
Итак, целью данной работы является создание «насыщенного описания» (К. Гирц, «Интерпретация культур») окказионального обряда — обхода дома с иконой во время пожара — и его интерпретация с разных точек зрения участниками.