Концепт «счастье» у Антоши Чехонте и А. П. Чехова
Анастасия Александровна Кинзерская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе ставится задача
рассмотреть индивидуально-психологические различия концепта «счастье» в раннем
и позднем творчестве А. П. Чехова. Смысловое значение данного
концепта раскрывается в зависимости от творческого этапа автора. На основе сравнительного
анализа определяется роль и степень важности счастья в жизни героев.
Тезисы
В современном чеховедении
особое внимание уделяется концептам онтологического морально-этического типа.
Одним из таких является «счастье». Выявление особенностей понимания этого
концепта в раннем и позднем творчестве А. П. Чехова помогает более полно
охарактеризовать его поэтику. Целью работы является раскрытие индивидуально-психологических
различий концепта «счастье», связанных с творческими этапами в прозе автора.
Проблема поиска истинного счастья волновала писателя, так как ее решение помогло бы героям и самому писателю ответить на ряд экзистенциальных вопросов. Известно, что Чехов обсуждал эту проблему с друзьями: «Я того мнения, что истинное счастье невозможно без праздности…»; оставлял заметки в своих записных книжках: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». В разных произведениях смысловое определение у счастья отличается. Герои могут говорить голосом автора, тем самым приближая нас к пониманию истинного значения счастья. Но могут мечтательно размышлять о нем, так и не найдя ответа и места для него в своей жизни. С помощью сравнительного и структурного методов мы определили различные коннотации данного концепта, обусловленные временем написания тех или иных произведений.
Проблема поиска истинного счастья волновала писателя, так как ее решение помогло бы героям и самому писателю ответить на ряд экзистенциальных вопросов. Известно, что Чехов обсуждал эту проблему с друзьями: «Я того мнения, что истинное счастье невозможно без праздности…»; оставлял заметки в своих записных книжках: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». В разных произведениях смысловое определение у счастья отличается. Герои могут говорить голосом автора, тем самым приближая нас к пониманию истинного значения счастья. Но могут мечтательно размышлять о нем, так и не найдя ответа и места для него в своей жизни. С помощью сравнительного и структурного методов мы определили различные коннотации данного концепта, обусловленные временем написания тех или иных произведений.