«Cлова на свободе» в русских футуристических книгах
Дарья Петровна Фоменко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается разнообразие визуально-графических средств в произведениях русских футуристов. В качестве материала привлекаются тексты авторов различных футуристических групп, прослеживается эволюция практик соотнесения вербального и визуального в текстах с учетом идеологических и эстетических особенностей разных направлений и их отношения к положениям итальянского футуризма.
Тезисы
Соединение разных видов искусства — отличительная черта авангардного движения начала XX в., свойственная прежде всего футуристам. Активное стремление к синтезу искусств стимулировало обращение представителей футуризма к жанру визуальной поэзии.
Существует несколько практик соединения вербального и визуального, используемых футуристами.
Первая из них подобна практике иллюстрирования, однако, несмотря на формальное сходство, обладает важным свойством отсутствия прямой семантической связи между изображением и текстом. Такова, например, книга «Мирсконца», созданная Н. Гончаровой, М. Ларионовым, Н. Роговиным и В. Татлиным и представляющая собой образец разнообразия авторского почерка, перемежающегося с иллюстрациями.
Вторая практика связана с визуализацией самого вербального текста и в свою очередь подразделяется на две разновидности: текст написанный и текст напечатанный. Прослеживая историю российского футуризма, можно заметить, что эволюция движется от первого ко второму. Например, в начале своего творческого пути В. Хлебников и А. Крученых критикуют типографский набор, отдавая особую роль написанному тексту, перепечатанному литографским способом. Однако уже в конце 1910-х гг. представители группы «41°» активно используют типографский набор, таким образом создавая примеры самых радикальных футуристических текстов.
Концепция визуализации печатного типографского текста берёт начало еще в практике итальянских футуристов — в частности, о «типографской революции» впервые говорит Ф.-Т. Маринетти в своём манифесте «Беспроволочное воображение и слова на свободе» (май 1913), который включал в себя в отказ от «типографской гармонии страницы» и использование принципов свободного набора. Впоследствии эту тенденцию переняли русские футуристы: впервые с примерами типографского эксперимента мы сталкивается в книге В. Каменского «Танго с коровами» (1914). Вершиной же типографского мастерства являются произведения И. Зданевича и И. Терентьева, представителей уже упомянутой группы «41°» . Стоит отметить, что визуальность их текстов тесно связана не только с традицией эксперимента в области визуализации, но и с особой концепцией слова, которая так же берёт начало еще в раннем футуризме.
В нашем докладе мы рассмотрим различные практики визуализации текста в книгах русских футуристов и эволюцию соотнесения вербального и визуального в футуристических текстах от самописных книг кубофутуристов до типографических «дра» Ильи Зданевича.
Существует несколько практик соединения вербального и визуального, используемых футуристами.
Первая из них подобна практике иллюстрирования, однако, несмотря на формальное сходство, обладает важным свойством отсутствия прямой семантической связи между изображением и текстом. Такова, например, книга «Мирсконца», созданная Н. Гончаровой, М. Ларионовым, Н. Роговиным и В. Татлиным и представляющая собой образец разнообразия авторского почерка, перемежающегося с иллюстрациями.
Вторая практика связана с визуализацией самого вербального текста и в свою очередь подразделяется на две разновидности: текст написанный и текст напечатанный. Прослеживая историю российского футуризма, можно заметить, что эволюция движется от первого ко второму. Например, в начале своего творческого пути В. Хлебников и А. Крученых критикуют типографский набор, отдавая особую роль написанному тексту, перепечатанному литографским способом. Однако уже в конце 1910-х гг. представители группы «41°» активно используют типографский набор, таким образом создавая примеры самых радикальных футуристических текстов.
Концепция визуализации печатного типографского текста берёт начало еще в практике итальянских футуристов — в частности, о «типографской революции» впервые говорит Ф.-Т. Маринетти в своём манифесте «Беспроволочное воображение и слова на свободе» (май 1913), который включал в себя в отказ от «типографской гармонии страницы» и использование принципов свободного набора. Впоследствии эту тенденцию переняли русские футуристы: впервые с примерами типографского эксперимента мы сталкивается в книге В. Каменского «Танго с коровами» (1914). Вершиной же типографского мастерства являются произведения И. Зданевича и И. Терентьева, представителей уже упомянутой группы «41°» . Стоит отметить, что визуальность их текстов тесно связана не только с традицией эксперимента в области визуализации, но и с особой концепцией слова, которая так же берёт начало еще в раннем футуризме.
В нашем докладе мы рассмотрим различные практики визуализации текста в книгах русских футуристов и эволюцию соотнесения вербального и визуального в футуристических текстах от самописных книг кубофутуристов до типографических «дра» Ильи Зданевича.