Дискретность времени как метатекстуальный приём в романистике Е. Г. Водолазкина
Полина Михайловна Сазонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящён рассмотрению принципа дискретности времени в художественной прозе
Е. Г. Водолазкина с точки зрения метатекста. Материалом исследования
послужил целый комплекс романов писателя: «Соловьёв и Ларионов», «Лавр», «Авиатор»
и «Брисбен». Неоднократное обращение Водолазкина к фрагментарности повествования
в упомянутых произведениях позволяет говорить о том, что названный приём
является одним из проявлений метатекстуальности в творчестве писателя.
Тезисы
Романистика Е. Г. Водолазкина
характеризуется несколькими важными стилистическими особенностями, одной из
которых является прерывистость временного изображения.
Говорить о дискретности
времени (прерывистости) можно применительно к каждому художественному тексту, поскольку он, как
и любое произведение искусства, не может вместить в себя все мельчайшие
подробности жизни персонажей. В связи с этим и возникает дискретность времени, позволяющая автору текста создавать лишь условное
время действия, очерчивая лишь примерные временные границы и выбирая
наиболее значимые для понимания текста фрагменты.
О дискретности времени в романе «Соловьёв и Ларионов» можно рассуждать на том основании, что в тексте равноправно существуют две сюжетные линии: историка Соловьёва и генерала Ларионова соответственно. Рассказы о двух героях из разных эпох попеременно сменяют друг друга, тем самым формируя прерывистое повествование. Фрагментарная форма изложения в данном романе оказывается напрямую связанной с дискретностью времени.
В то же время каждая глава «Лавра» представляет собой отдельный фрагмент, посвящённый тому или иному событию жизни главного героя. Дискретность времени реализуется в романе как минимум на уровне его разделения на главы, соответствующие определённым отрезкам времени. Кроме того, отрывочность временного повествования напрямую связана с кольцевой композицией романа, которая прерывается включениями в неё разновременных фрагментов.
В романах «Авиатор» и «Брисбен» дискретность времени проявляется в намеренной фрагментарности повествования, которая создаёт эффект наличия в текстах нескольких сюжетных линий. Отдельные разновременные фрагменты также способствуют изображению одной ситуации с позиций разных персонажей.
При помощи дневниковой формы организации текста, способствующей дискретному изображению времени в романах, Водолазкину удаётся показать связи между прошлым и настоящим главных героев.
В связи с неоднократным обращением Водолазкина к дискретной форме повествования в художественных произведениях можно говорить о том, что данный приём является одним из проявлений метатекстуальности в творчестве писателя.
О дискретности времени в романе «Соловьёв и Ларионов» можно рассуждать на том основании, что в тексте равноправно существуют две сюжетные линии: историка Соловьёва и генерала Ларионова соответственно. Рассказы о двух героях из разных эпох попеременно сменяют друг друга, тем самым формируя прерывистое повествование. Фрагментарная форма изложения в данном романе оказывается напрямую связанной с дискретностью времени.
В то же время каждая глава «Лавра» представляет собой отдельный фрагмент, посвящённый тому или иному событию жизни главного героя. Дискретность времени реализуется в романе как минимум на уровне его разделения на главы, соответствующие определённым отрезкам времени. Кроме того, отрывочность временного повествования напрямую связана с кольцевой композицией романа, которая прерывается включениями в неё разновременных фрагментов.
В романах «Авиатор» и «Брисбен» дискретность времени проявляется в намеренной фрагментарности повествования, которая создаёт эффект наличия в текстах нескольких сюжетных линий. Отдельные разновременные фрагменты также способствуют изображению одной ситуации с позиций разных персонажей.
При помощи дневниковой формы организации текста, способствующей дискретному изображению времени в романах, Водолазкину удаётся показать связи между прошлым и настоящим главных героев.
В связи с неоднократным обращением Водолазкина к дискретной форме повествования в художественных произведениях можно говорить о том, что данный приём является одним из проявлений метатекстуальности в творчестве писателя.