«В самом деле праздники»: советский календарь в современной севернорусской деревне
Евгения Николаевна Ковалева
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено изучению ряда советских
праздников в их синхроническом и диахроническом аспектах. Предметом
рассмотрения является изменение сценария празднования и роли праздника в
календарно-обрядовом цикле деревни с середины 60-х гг. Информантами стали мужчины и женщины
преимущественно конца 40-х — начала 60-х гг. рождения,
принадлежащие к локальному деревенскому сообществу. Полученные результаты позволяют сделать вывод об особенностях восприятия событий, маркированных как «советские», а также отметить тенденцию к формальной реставрации забытых перформативных практик.
Тезисы
Исследование посвящено празднованию советских
«красных дней календаря» в севернорусской деревне. Материалом стали рассказы
деревенских жителей о календарном цикле и ходе обрядов с середины 60-х гг. XX в.
до конца 10-х гг. XXI
в.
Рассказы о праздновании были записаны в ходе интервью, проведенных во время
фольклорно-антропологической экспедиций СПбГУ на территории Мезенского р-на
Архангельской обл. в июле 2019 г. Также были использованы данные из Фольклорного
архива СПбГУ.
В процессе анализа собранных автором интервью было отмечено, что в нарративах деревенских жителей (как в воспоминаниях о послевоенных и позднесоветских годах, так и в рассказах о современности) о значимых днях календаря среди «главных» или «больших» праздников особое место занимают День Победы, Праздник Весны и Труда, День Великой Октябрьской социалистической революции. Данные праздники неоднократно становились темой исследования антропологов и историков, однако рассматривались преимущественно в контексте городской культуры. В частности, демонстрация как основная официальная форма празднования периода «застоя» была подробно рассмотрена С. Б. Адоньевой в работе «Первомай: перформанс и ритуал». В статье о праздниках последних советских десятилетий К. Келли и С. Сиротиной подчеркивается тенденция к «приватизации» государственных праздников в 80-е гг., что отражается в изменении масштаба праздника, пренебрежении к атрибутике, превалировании развлекательных элементов над политической составляющей. В постсоветский период в общественном дискурсе преобладает мотив ностальгии, причины появления которого рассматриваются С. Бойм в книге «Общие места».
Таким образом, советские праздники рассматриваются исследователями как перформативное действие, как часть процесса приватизации государственных ритуалов и как эмоциональная привязанность прошлому, т. е. ностальгия.
Предметом изучения является изменение семантики праздников за последние 50 лет. Особое внимание обращается на участников календарного ритуала, их действия, атрибутику и площадки. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что праздники, маркированные как «советские», вспоминаются информантами, родившимися в 50-е — 60-е гг. XX в. с ностальгией, но при этом не воспринимаются ими как государственные. В результате происходит формальная реставрация забытых перформативных практик и обращение к атрибутике, маркированной под типично советскую.
В процессе анализа собранных автором интервью было отмечено, что в нарративах деревенских жителей (как в воспоминаниях о послевоенных и позднесоветских годах, так и в рассказах о современности) о значимых днях календаря среди «главных» или «больших» праздников особое место занимают День Победы, Праздник Весны и Труда, День Великой Октябрьской социалистической революции. Данные праздники неоднократно становились темой исследования антропологов и историков, однако рассматривались преимущественно в контексте городской культуры. В частности, демонстрация как основная официальная форма празднования периода «застоя» была подробно рассмотрена С. Б. Адоньевой в работе «Первомай: перформанс и ритуал». В статье о праздниках последних советских десятилетий К. Келли и С. Сиротиной подчеркивается тенденция к «приватизации» государственных праздников в 80-е гг., что отражается в изменении масштаба праздника, пренебрежении к атрибутике, превалировании развлекательных элементов над политической составляющей. В постсоветский период в общественном дискурсе преобладает мотив ностальгии, причины появления которого рассматриваются С. Бойм в книге «Общие места».
Таким образом, советские праздники рассматриваются исследователями как перформативное действие, как часть процесса приватизации государственных ритуалов и как эмоциональная привязанность прошлому, т. е. ностальгия.
Предметом изучения является изменение семантики праздников за последние 50 лет. Особое внимание обращается на участников календарного ритуала, их действия, атрибутику и площадки. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что праздники, маркированные как «советские», вспоминаются информантами, родившимися в 50-е — 60-е гг. XX в. с ностальгией, но при этом не воспринимаются ими как государственные. В результате происходит формальная реставрация забытых перформативных практик и обращение к атрибутике, маркированной под типично советскую.