Жанровое своеобразие романа В. О. Пелевина «iPhuck 10»
Эльвина Игоревна Сергеева
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе представлены попытки определить жанровое своеобразие романа В. О. Пелевина «iPhuck 10». Автор использует жанровые коды антиутопии для создания художественного мира произведения, при этом вместо дидактического пафоса, характерного для антиутопии, на первый план выходит сатира. Сделанные наблюдения позволяют заключить, что «iPhuck 10» — сатирическое переосмысление настоящего, в котором антиутопические черты указывают на серьезную озадаченность автора проблемами современности.
Тезисы
В настоящем докладе рассматривается жанровая природа романа В. О. Пелевина «iPhuck 10». На первый взгляд роман относится к жанру детективного или любовного романа, но при пристальном прочтении становится ясно, что формально он относится к жанру антиутопии.
Автор создает мир будущего, в котором проблематика напрямую связана с настоящим, и доводит пороки современного общества до абсурда. При этом назвать роман ни антиутопией, ни сатирой не представляется возможным. Автор не противопоставляет изображаемый мир современной действительности, что характерно для классических антиутопий, а отсылает читателей к ней. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной литературе наблюдается частое появление произведений с антиутопическими чертами.
В романе «iPhuck 10» отсутствует дидактический пафос, который характерен для антиутопии. На первый план выходит сатира, которая является основным средством изображения действительности. Пелевин обращается к актуальной общественной проблематике: феминизм, гендерное определение, проблемы меньшинств и современное искусство. Но сатира в романе не является средством высмеивания, а обеспечивает обличительный пафос и определяет основную модальность произведения.
Таким образом, «iPhuck 10» — это роман с сатирическими элементами, в котором иронически переосмысляется современность. Антиутопия здесь — это своего рода метажанр, на основе которого строится произведение. Жанровая память антиутопии подсказывает читателю стратегии прочтения романа и демонстрирует озадаченность автора проблемами современности.