Тема еды и трапезы в разговорах современных деревенских жителей
Алина Витальевна Шиян
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящён анализу разговоров о кулинарном
коде современных деревенских жителей.
На основе материалов, собранных в ходе
фольклорной экспедиции филологического
факультета СПбГУ 2019 г. в д. Кысса
(Лешуконский р-н Архангельской
обл.), рассматривается оппозиция
праздник — повседневность, в контексте
которой развивалась тема еды во многих
интервью. Особое внимание уделяется
роли повседневной пищи в жизни деревенских
жителей как наиболее частой и значимой
теме рассказов.
Тезисы
Доклад
посвящён анализу разговоров о еде и о
различных трапезах современных
деревенских жителей. Во время интервью
в рамках фольклорной экспедиции 2019 г. в д. Кысса (Лешуконский р-н
Архангельской обл.) наши собеседники
охотно разговаривали с нами на темы,
связанные с приготовлением или приёмом
пищи. Причём если нас как фольклористов
в большей степени интересовала ритуальная
и праздничная еда, деревенские жители
предпочитали рассказывать о повседневной
пище. Тема еды возникала в рассказах
представителей и старшего поколения
(например, ж. 1938 г. р.), и молодых людей
(например, ж. 1979 г. р. и ж. 1982 г. р.). Так,
вспоминая о прошлом как о своего рода
«золотом веке» (времени, когда было
вдоволь разнообразной еды) старшее
поколение с удовольствием говорит о
60 — 80-х гг. XX в., молодое — о тех же
годах как времени своего детства. Многие
информанты во время наших расспросов
о праздничной еде переключались на
описание блюд, которые были характерны
для повседневного стола.
Нам удалось выявить основные семантические оппозиции, вокруг которых развивалась тема еды в интервью: голод — сытость и праздник — повседневность. В этом докладе я решила остановиться на анализе второго аспекта. Наблюдения, сделанные в д. Кысса, позволяют расширить гипотезу В. Я. Проппа о специфике праздничной пищи и праздничного обеда как медиаторов в общении с предками. В наших материалах эта же тема обнаружилась и в нарративах о повседневной пище. Целью данного доклада является рассмотрение культурного кода разговоров о еде в контексте оппозиции праздник — повседневность и сопоставление наблюдений с уже существующими гипотезами функционирования данной оппозиции (К. Леви-Строс, В. Я. Пропп, Е. Е. Левкиевская, М. В. Загидуллина).
Нам удалось выявить основные семантические оппозиции, вокруг которых развивалась тема еды в интервью: голод — сытость и праздник — повседневность. В этом докладе я решила остановиться на анализе второго аспекта. Наблюдения, сделанные в д. Кысса, позволяют расширить гипотезу В. Я. Проппа о специфике праздничной пищи и праздничного обеда как медиаторов в общении с предками. В наших материалах эта же тема обнаружилась и в нарративах о повседневной пище. Целью данного доклада является рассмотрение культурного кода разговоров о еде в контексте оппозиции праздник — повседневность и сопоставление наблюдений с уже существующими гипотезами функционирования данной оппозиции (К. Леви-Строс, В. Я. Пропп, Е. Е. Левкиевская, М. В. Загидуллина).