Темы и образы Екклесиаста в публицистике и письмах Н. С. Лескова 1875—1895 гг.
Софья Николаевна Сатарова
Докладчик
магистрант 1 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен проблеме восприятия Н. С. Лесковым книги Екклесиаста и рецепции
ее основных тем и образов в публицистике и переписке автора «Захудалого рода».
Доказывается, что интерес писателя к книгам царя Соломона обострился к середине
70-х гг., о чем в первую очередь свидетельствуют цитаты и аллюзии на книгу
Проповедника не только в художественных произведениях, но и в статьях и письмах
Лескова. Впоследствии он обращается к Екклесиасту уже на рубеже 80-х—90-х
гг., когда предчувствует свою скорую кончину.
Тезисы
Нефикциональная
проза Н. С. Лескова не раз становилась объектом научного исследования,
причем интерес в последние годы к ней только возрастает. В многочисленных
работах литературоведов (В. В. Леденевой, О. В. Макаревич, А. А. Федотовой,
К. А. Черемисиной и др.) письма и публицистика автора «Левши»
рассматриваются в различных контекстах, в том числе — в библейском (например, в
статьях Н. Ю. Даниловой, С. И. Зенкевич, И. Н. Минеевой).
В основном сосредотачиваясь на изучении восприятия писателем проложных историй и новозаветных текстов, ученые редко обращались к теме «Лесков и Екклесиаст». До сих пор проблема влияния книги Екклесиаста на художественную философию писателя изучалась только Н. И. Озеровой, однако материалом ее исследования стало художественное произведение Лескова — хроника «Захудалый род».
В докладе анализируются тексты, в которых Лесков цитирует или упоминает Проповедника (статья «О куфельном мужике») и в которых образность Екклесиаста воссоздается писателем на уровне подтекста с помощью разнообразных лингвистических средств (в критическом этюде «Карикатурный идеал»).
Выбранные в качестве материала для исследования статьи и письма (Л. Н. Толстому и А. С. Суворину) Лескова образуют историко-литературный и биографический контекст и объясняют причины появления книги Екклесиаста в творческом сознании писателя.
В основном сосредотачиваясь на изучении восприятия писателем проложных историй и новозаветных текстов, ученые редко обращались к теме «Лесков и Екклесиаст». До сих пор проблема влияния книги Екклесиаста на художественную философию писателя изучалась только Н. И. Озеровой, однако материалом ее исследования стало художественное произведение Лескова — хроника «Захудалый род».
В докладе анализируются тексты, в которых Лесков цитирует или упоминает Проповедника (статья «О куфельном мужике») и в которых образность Екклесиаста воссоздается писателем на уровне подтекста с помощью разнообразных лингвистических средств (в критическом этюде «Карикатурный идеал»).
Выбранные в качестве материала для исследования статьи и письма (Л. Н. Толстому и А. С. Суворину) Лескова образуют историко-литературный и биографический контекст и объясняют причины появления книги Екклесиаста в творческом сознании писателя.