XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Принципы готической эстетики в книге В. Я. Брюсова «Земная ось»

Марфа Максимовна Русанова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется книга В. Я. Брюсова «Земная ось» в аспекте готической традиции. Показывается, что важными элементами книги как художественного целого являются принципы готической эстетики. В качестве репрезентации выступают модели поведения героев, характеризующиеся повышенной аффектацией и наличием оппозиции «прекрасное — ужасающее» в восприятии картины мира. Эта эстетика реализуется в символистской метатекстовой модели мира, что способствует в книге Брюсова отождествлению реального и фантастического на основе принципов готической эстетики.

Тезисы

При анализе произведений книги В. Я. Брюсова обращает на себя внимание мироощущение героев, для которого характерно наличие оппозиций «прекрасное — ужасающее», «наслаждение — страдание», «красивое — пугающее». В качестве гипотезы высказывается предположение, что одним из источников такой модели становится эстетика готической литературы и искусства.
На значимость готической традиции в прозе писателя указывали исследователи (С. П. Ильев, В. Я. Малкина), однако анализ произведений малой прозы Брюсова в этом аспекте еще не был произведен.
Цель нашего доклада — выявление элементов готической эстетики в книге Брюсова «Земная ось» и определение их функции. Мы будем опираться на труды Э. Берка, Э. Панофского, А. Ф. Лосева, П. М. Бицилли, в которых готика и готическое осмысливаются и как стиль искусства, и как система специфических принципов.
Материалом для нашего доклада станет первое издание книги Брюсова «Земная ось» (1907), так как в нем, в отличие от последующих редакций, произведения расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с определенной художественной задачей.
Методологической основой работы станут труды О. Ханзен-Леве, З. Г. Минц, посвященные русскому символизму. В ходе анализа используются методы интермедиального, интертекстуального и мотивного анализа, а также сравнительно-исторический и культурно-типологический подходы.
Изображение «пугающего» и «ужасного» является особенностью готической литературы. Важным оказывается внимание к изображению состояния аффекта как реакции на «страшное» и «ужасное». Героем всех рассказов Брюсова оказывается человек, который через переживание аффекта стремится проникнуть за пределы реального мира. В контексте образов книги аффект выполняет функцию элемента обрядового действа. В последнем произведении книги (драма «Земля») создается образ сакрального пространства, в котором заканчивается путь человечества или человека. В каждой новелле представлен сюжет поиска истины и блужданий инициируемого.
В результате анализа выясняется, что обращение к готической традиции в текстах Брюсова связано с интересом к тайному знанию. Так, в сюжете об инициации для него оказывается важным обрядовая символика. Автор актуализирует стоящие у истоков готики мифологические представления о мире, согласно которым узнать о законах реального и инобытийного можно путем посвящения. В центре подобной модели большую роль играет образ мирового древа или оси, соединяющей землю и небо. Эта мифопоэтическая модель мира преломляется через идеи Ницше, отождествляется с символистской картиной мира. Таким образом, герой в состоянии аффекта выполняет роль медиума между видимым миром и областью непознаваемого.