Эзотерическая апроприация текстов А. С. Пушкина
Карина Повстьева
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В данном докладе анализируется рецепция сказок А. С. Пушкина
в постсоветской криптолингвистической теории «ВсеЯСветная
Грамота». Основными тезисами являются следующие трансформации нарратива сказок и образа поэта:
присвоение поэту функций, исполняемых последователями (борьба за
правду, пророческая деятельность и обладание истинным знанием). Сказки Пушкина оказались
объектами, на которые накладывается общая для деятельности «всеясветников»
стратегия кодирования.
Оккультный способ интерпретации связывает «ВсеЯСветную
Грамоту» и секту бажовцев.
Тезисы
Постсоветское время характеризуется
повышенным интересом к концепции альтернативной истории. Одной из причин этого
является исторический слом, когда старая официальная коммунистическая идеология
потерпела крах, а новой на ее место не оказалось. В России появляются группы, которые
занимаются порождением вымышленных исторических нарративов. Многие из них
опираются на произведения русской классической литературы. Последние
подвергаются «конъюнктурной интерпретации», при которой из текста «вычитывается»
только то, что подкрепляет историческую концепцию, провозглашаемую
интерпретатором.
Одним из таких сообществ является «ВсеЯСветная Грамота», главная доктрина которого — одноименный документ, представляющий, по мнению последователей, истинный алфавит всего человечества. Лишь посредством приобщения к знанию этой азбуки человечество сможет избежать катастрофы, как утверждают последователи. Кроме того, теоретики группы провозглашают распространенную для русско-советского контекста XX в. «удревленную» историю славян как «протонации», из которой происходят все европейские. Каждая из сфер знаний, на которой «специализируются» «всеясветники», представлена фигурой авторитета, к мнению и/ или текстам которого они отсылают.
В данном исследовании анализируется вклад последователей «ВсеЯСветной Грамоты» в любительское литературоведение, где главным авторитетом для них является А. С. Пушкин. Референтным текстом поэта является «Руслан и Людмила». Он анализируется с историографической и лингвистической сторон, которые выше были обозначены как главные направления деятельности сообщества. Адепты теории характеризуют Пушкина главным образом как «посвященного» во «ВсеЯСветную Грамоту», а также как пророка и борца за правду. Таким образом, «всеясветники» приписывают Пушкину те же функции, которые закрепляют за собой. На примере вступления к сказке «Руслан и Людмила» адепты утверждают, что в сказках изображен реальный очищенный от всего дурного мир, в который человек может проникнуть, постигнув «правильное» значение каждого сказочного элемента. Стратегия инициации посредством усвоения эзотерического знания используется адептами и на уровне паттернов особой рецептивной эстетики. Такой способ декодирования текста связывает анализируемое сообщество с движением бажовцев, которые имеют похожую ангажированную оптику восприятия сказов П. П. Бажова.
Одним из таких сообществ является «ВсеЯСветная Грамота», главная доктрина которого — одноименный документ, представляющий, по мнению последователей, истинный алфавит всего человечества. Лишь посредством приобщения к знанию этой азбуки человечество сможет избежать катастрофы, как утверждают последователи. Кроме того, теоретики группы провозглашают распространенную для русско-советского контекста XX в. «удревленную» историю славян как «протонации», из которой происходят все европейские. Каждая из сфер знаний, на которой «специализируются» «всеясветники», представлена фигурой авторитета, к мнению и/ или текстам которого они отсылают.
В данном исследовании анализируется вклад последователей «ВсеЯСветной Грамоты» в любительское литературоведение, где главным авторитетом для них является А. С. Пушкин. Референтным текстом поэта является «Руслан и Людмила». Он анализируется с историографической и лингвистической сторон, которые выше были обозначены как главные направления деятельности сообщества. Адепты теории характеризуют Пушкина главным образом как «посвященного» во «ВсеЯСветную Грамоту», а также как пророка и борца за правду. Таким образом, «всеясветники» приписывают Пушкину те же функции, которые закрепляют за собой. На примере вступления к сказке «Руслан и Людмила» адепты утверждают, что в сказках изображен реальный очищенный от всего дурного мир, в который человек может проникнуть, постигнув «правильное» значение каждого сказочного элемента. Стратегия инициации посредством усвоения эзотерического знания используется адептами и на уровне паттернов особой рецептивной эстетики. Такой способ декодирования текста связывает анализируемое сообщество с движением бажовцев, которые имеют похожую ангажированную оптику восприятия сказов П. П. Бажова.