XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Свет «Утренней Зари»: история одного альманаха

Михаил Рафилевич Мингазов
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен истории альманаха В. А. Владиславлева «Утренняя Заря» (1839—1843). На рубеже 1830-х—1840-х гг. альманах как тип издания утратил былую популярность, уступив свои позиции журналам, но Владиславлеву удавалось в течение нескольких лет собирать в «Утренней Заре» широкий круг признанных авторов. Литературный состав «Утренней Зари», его жанрово-тематические особенности и их эволюция за годы издания альманаха редко привлекали внимание исследователей. Работа ставит своей целью отчасти заполнить эту лакуну.

Тезисы

Доклад посвящен истории одного из поздних русских «классических» альманахов — «Утренней Заре», издававшейся в 1839—1843 гг. литератором и чиновником жандармского корпуса В. А. Владиславлевым. Несмотря на то, что на рубеже 1830-х—1840-х гг. альманах как тип издания утратил былую популярность, уступив свои позиции журналам, Владиславлеву удавалось в течение нескольких лет собирать в «Утренней Заре» широкий круг признанных авторов. В «Утренней Заре» публиковались произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др. Представительность и успешность альманаха традиционно и обоснованно связывали с III Отделением, к которому, как известно, обращался Владиславлев для наполнения и распространения альманаха. Однако собственно литературный состав «Утренней Зари», его жанрово-тематические особенности и их эволюция за годы издания альманаха редко привлекали внимание исследователей.
Доклад ставит своей целью отчасти заполнить эту лакуну. Проанализировав содержание альманахов Владиславлева за все годы (в том числе с помощью количественных методов и создания социальных сетей), мы попытаемся описать эволюцию авторского и жанрового состава «Утренней Зари». Для анализа и сопоставления мы привлечем «Альманах на 1838 год», также изданный Владиславлевым и послуживший «стартовой площадкой» для более позднего издания.

С 1839 по 1843 г. прослеживается тенденция к уменьшению числа авторов и снижению числа и объема поэтических текстов, но при этом рост — прозы. Это  объясняется «прозаической эпохой» конца 1830-х—начала 1840-х гг., когда русская поэзия лишилась главных своих фигур (Пушкин, Лермонтов) и в литературном поле остались не слишком «многословные» поэты первого ряда (Баратынский, Языков, Вяземский и др.) и новые авторы, пишущие много произведений, но не такого высокого уровня. Эту тенденцию интересно сравнить с данными по соотношению прозы и поэзии в альманахах 1820-х гг. («Полярная звезда» и «Северные цветы»): в них число и объем поэтических текстов составляют примерно 80%. «Утренняя Заря» же отражает эпоху, и прозы в ней больше: содержательного пространства она занимает уже в среднем 30% и иногда (в 1842 г.) доходит до 45%.

Количество публикуемых авторов год от года становилось все меньше, что объясняет спад популярности альманаха. На этом фоне выделяется Н. В. Кукольник, достаточно близко общавшийся с издателем альманаха и помещавший в «Утреннюю Зарю» много своих произведений. С помощью социальных сетей мы смогли определить, что его круг (участники так называемых сред Кукольника) составлял значимую часть вкладчиков. Зачастую «Утренняя Заря» выступала для Кукольника местом экспериментов (слава его в годы издания альманаха уже падала) — ср., например, «Новеллы Сильвио Теста».