Мифопоэтическое и индивидуально-авторское в комедиях Н. В. Гоголя и У. Шекспира: «Женитьба» и «Сон в летнюю ночь»
Светлана Константиновна Мамонова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается одна из ключевых проблем сравнительного литературоведения: как
объяснить
сходство
сюжетных
коллизий
или
отдельных
мотивов
в
произведениях,
между
которыми
не
существует
ни
генетических,
ни
типологических
связей. На основе сопоставительного анализа пьес Шекспира и Гоголя, а также сюжетов волшебных сказок делается вывод о том, что художественный текст представляет собой сочетание двух начал — индивидуального и архаического.
Тезисы
Доклад посвящен
теоретическим и прикладным аспектам
одной из базовых проблем классической
компаративистики — проблеме сходства
сюжетных коллизий в произведениях,
между которыми не существует ни
генетических, ни типологических связей.
Принимая за исходный тезис тот факт,
что текст представляет собой единство
двух начал — индивидуального
и архаического, мы следуем за концепцией
О. М. Фрейденберг и полагаем, что
сюжет выступает как своеобразная канва
для сплетения отдельных мотивов. При
этом он представляет собой не элементарную
их сумму, а исторически развивающуюся
модель построения художественного
текста. Мотивы, в свою очередь, возникают
задолго до литературных форм, но обретают
неповторимую авторскую интерпретацию
в рамках художественного целого.
Данная
концепция иллюстрируется на примере
компаративного анализа комедий
Н. В. Гоголя и У. Шекспира
(«Женитьба» и «Сон в летнюю ночь»). Здесь
исследование фокусируется на коллизиях
в обоих произведениях: герой случайным
образом обретает счастье, но впоследствии
от него отказывается. Подобная логика
построения сюжета характерна для таких
архаических нарративов, как волшебная
сказка, рассмотренная в свете теории
В. Я. Проппа.
В докладе предлагается развернутый анализ трех типологически близких мотивов — женитьбы, случайно обретенного счастья и готовности расстаться с ним. Их присутствие свидетельствует о наличии архаической логики построения сюжета в индивидуально-авторских произведениях. Основной задачей исследования стало изучение трансформации архаичного начала, связанного с мотивом случайно обретенного счастья в пьесах Гоголя и Шекспира. Отказ героев от собственного счастья в этих текстах получает различные психологические мотивировки: шекспировская Елена боится вновь быть обманутой, а для Подколесина женитьба на Агафье Тихоновне является тем, что можно легко заполучить и с чем можно легко расстаться. Рассматриваемый мотив также имеет определенную комическую составляющую, которая в обоих произведениях выполняет различную функцию: смех в комедии Шекспира гармонизирует мир, приводит его к установленному порядку, а в «Женитьбе» он носит дидактический характер.
В докладе предлагается развернутый анализ трех типологически близких мотивов — женитьбы, случайно обретенного счастья и готовности расстаться с ним. Их присутствие свидетельствует о наличии архаической логики построения сюжета в индивидуально-авторских произведениях. Основной задачей исследования стало изучение трансформации архаичного начала, связанного с мотивом случайно обретенного счастья в пьесах Гоголя и Шекспира. Отказ героев от собственного счастья в этих текстах получает различные психологические мотивировки: шекспировская Елена боится вновь быть обманутой, а для Подколесина женитьба на Агафье Тихоновне является тем, что можно легко заполучить и с чем можно легко расстаться. Рассматриваемый мотив также имеет определенную комическую составляющую, которая в обоих произведениях выполняет различную функцию: смех в комедии Шекспира гармонизирует мир, приводит его к установленному порядку, а в «Женитьбе» он носит дидактический характер.