Проблема соотношения абсурдного и фантастического через призму теории текстовых миров
Павел Дмитриевич Чернышев
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринимается попытка формализации и последующего сравнения литературных явлений «абсурда» и «фантастики» в рамках теории текстовых миров. До сих пор эта теория, объединяющая достижения когнитивной лингвистики и теории возможных миров в единую систему, оставалась практически неизвестной в русскоязычной литературе, в связи с чем отдельное внимание будет уделено обзору ее основных положений. В качестве иллюстративного материала будут приведены примеры из английской традиции литературы нонсенса и «Человека, который был Четвергом» Г. К. Честертона.
Тезисы
Может ли текст быть фантастическим и абсурдным одновременно? В какой момент фантастика становится абсурдом? Проблема соотношений литературных явлений абсурдного и фантастического представляется интересной. Однако ее изучение затруднено тем фактом, что оба понятия с трудом поддаются четкому определению. В нашем докладе мы постараемся предложить способ формализации абсурдного и фантастического с позиций теории текстовых миров. Эта концептуальная система была разработана в 1990-е гг. П. Вертом (P. Werth) на основе эвристик теории возможных миров и когнитивной лингвистики, и замечательна хотя бы тем, что объединяет разрозненные идеи в единую согласованную структуру. Центральным понятием этой теории является концепция мира — ментальной репрезентации, позволяющей субъекту структурировать и осмыслять информацию. При этом особое внимает уделяется тому, каким образом миры порождаются в рамках дискурса, и тому, как особые соположения этих миров соответствуют специфическим фигурам смыслов. К сожалению, в русскоязычной литературе теория текстовых миров до сих пор остается практически неосвещенной (за исключением ряда работ С. Л. Кушнерук). В связи с этим в нашем докладе мы постараемся дать обзор основных ее положений, прежде чем представить пример ее применения на практике. Трудности, с которыми до сих пор сталкивались исследователи, пытавшиеся определить абсурдное и фантастическое, связаны с тем, что они рассматривали эти категории как свойства произведений целиком; они представляли эту проблему как проблему жанров. Мы же, напротив, предлагаем рассматривать фантастическое и абсурдное как термины, описывающие свойства текстовых миров (отдельных ментальных репрезентаций, порождаемых текстом). Такой подход не только позволит дать понятиям «абсурд» и «фантастика» четкую дефиницию, но и даст возможность сопоставить их как специфические формы дискурса. В нашем докладе мы хотим показать, как эти два явления, тесно связанные на конструктивном уровне, оказываются полярно разведенными на уровне функциональном. Их различие проходит по оси коммуникативности: фантастический текст коммуникативен, пусть и в специфической форме, в то время, как абсурдный последовательно саботирует саму возможности «содержательности». Такое виденье отношений между фантастикой и абсурдом мы подкрепим примерами из английской традиции литературы нонсенса и «Человека, который был Четвергом» Г. К. Честертона.