Рассказ художника: Чехов и импрессионизм
Валерия Андреевна Андоскина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассказ А. П.
Чехова «Дом с мезонином» и картины французских художников-импрессионистов
рассматриваются как произведения со «свободной» композицией, особую роль в
которой играет деталь. Своеобразное использование писателем или художником
детали дает зрителю или читателю значительную свободу в прочтении рассказа и картины:
он получает возможность не следовать сюжету, определенному автором, а «складывать»
этот сюжет самостоятельно.
Тезисы
В докладе обсуждается гипотеза, согласно которой чеховские рассказы близки картинам французских
художников-импрессионистов по своей композиции, более свободной в сравнении с
предшествующей традицией. Импрессионисты отказались от многих приемов,
позволяющих художнику управлять движением взгляда рассматривающего картину
зрителя (напр., от линий). В их картинах нет заданного автором «сюжета» —
последовательности, в которой зритель должен увидеть элементы картины и
соотнести их между собой. Картину художника-импрессиониста зритель может
«читать» разными способами, самостоятельно определяя, что из изображенного на
полотне будет для него главным и что второстепенным — подобную свободу дает
своим читателям и Чехов.
В докладе сопоставляются две сцены из рассказа «Дом с мезонином», показанные глазами рассказчика — художника-пейзажиста, при этом одна из этих сцен написана в чеховской манере, другая же этой манере почти противоположна. Композиция сцен, в которых сочетаются пейзажные и портретные зарисовки, сравнивается с композицией некоторых картин К. Моне, П.-О. Ренуара и В. Серова, при этом особое внимание уделяется деталям.
В докладе сопоставляются две сцены из рассказа «Дом с мезонином», показанные глазами рассказчика — художника-пейзажиста, при этом одна из этих сцен написана в чеховской манере, другая же этой манере почти противоположна. Композиция сцен, в которых сочетаются пейзажные и портретные зарисовки, сравнивается с композицией некоторых картин К. Моне, П.-О. Ренуара и В. Серова, при этом особое внимание уделяется деталям.