XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Рассказ художника: Чехов и импрессионизм

Валерия Андреевна Андоскина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином» и картины французских художников-импрессионистов рассматриваются как произведения со «свободной» композицией, особую роль в которой играет деталь. Своеобразное использование писателем или художником детали дает зрителю или читателю значительную свободу в прочтении рассказа и картины: он получает возможность не следовать сюжету, определенному автором, а «складывать» этот сюжет самостоятельно.

Тезисы

В докладе обсуждается гипотеза, согласно которой чеховские рассказы близки картинам французских художников-импрессионистов по своей композиции, более свободной в сравнении с предшествующей традицией. Импрессионисты отказались от многих приемов, позволяющих художнику управлять движением взгляда рассматривающего картину зрителя (напр., от линий). В их картинах нет заданного автором «сюжета» — последовательности, в которой зритель должен увидеть элементы картины и соотнести их между собой. Картину художника-импрессиониста зритель может «читать» разными способами, самостоятельно определяя, что из изображенного на полотне будет для него главным и что второстепенным — подобную свободу дает своим читателям и Чехов.
В докладе сопоставляются две сцены из рассказа «Дом с мезонином», показанные глазами рассказчика — художника-пейзажиста, при этом одна из этих сцен написана в чеховской манере, другая же этой манере почти противоположна. Композиция сцен, в которых сочетаются пейзажные и портретные зарисовки, сравнивается с композицией некоторых картин К. Моне, П.-О. Ренуара и В. Серова, при этом особое внимание уделяется деталям.