Война в ранних рассказах Амброза Бирса
Кристина Витальевна Новак
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу образа войны в ранних
рассказах Амброза Бирса (1842—1914?, Bierce). Исследование темы проводится на материале
рассказов писателя из сборника «Рассказы о военных и штатских» («Tales of
Soldiers and Civilians», 1891). Анализ осуществляется в контексте послевоенной
литературы США о Гражданской войне. Определяются особенности изображения войны
в литературе США второй половины XIX в. Выявляется специфика
образа войны в раннем творчестве Бирса. На материале Гражданской
войны писатель раскрывает такие вечные темы, как жизнь, смерть, судьба и место
человека в мире.
Тезисы
Доклад посвящен теме войны в раннем творчестве
Амброза Бирса (1842—1914?, Bierce). Целью исследования является анализ образа
войны в ранних рассказах писателя. Задача исследования состоит в выявлении
сходств и различий в изображении войны в ранних рассказах Бирса и творчестве
других американских литературных деятелей послевоенного времени. Исследование
проводится на материале рассказов писателя из сборника «Рассказы о военных и
штатских» («Tales of Soldiers and Civilians», 1891). В ходе исследования также
рассматриваются такие художественные произведения, как «Алый знак доблести» («Red
Badge of Courage», 1895) Стивена Крейна (1871—1900, Crane) и «Мисс Равенел уходит
к северянам» («Miss Ravenel's Conversion from Secession to Loyalty», 1867)
Джона Де Фореста (1826—1906, De Forest).
В конце XIX в. в военной литературе США, посвященной теме Гражданской войны, утверждается установка на отражение индивидуального военного опыта и осмысление войны с точки зрения ее рядовых участников. В «Алом знаке доблести» Крейн передает оттенки переживаний человека на войне, а также отражает процесс возмужания мужчины в условиях военного конфликта. Де Форест в романе «Мисс Равенел уходит к северянам», основанном на личном военном опыте писателя, стремится к созданию полной и объективной картины войны: произведение содержит как исторически достоверные описания сражений, так и свидетельства повседневной жизни различных слоев американского общества в условиях Гражданской войны.
В отличие от Крейна и Де Фореста, Бирс не ставит перед собой задачи реалистического изображения войны. Как и его современники, писатель демонстрирует точку зрения индивида на войну, и в то же время он утверждает неспособность человека увидеть ее подлинный смысл. Война с точки зрения героев рассказов Бирса предстает травмирующим абсурдом, который приносит людям лишь страдания. Подобное восприятие войны персонажами рассказов обусловлено тем, что человек не способен понять законы окружающей его действительности. Мир в рассказах писателя развивается по собственным законам и не подчиняется человеческим смыслам, а тайны этого мира доступны лишь тем, кто способен выйти за пределы человеческих категорий. Смысл жизни солдата в рамках созданного Бирсом мира состоит в том, чтобы убивать «чужих» и исполнять приказы вышестоящих. Тех, кто не соблюдает военный устав или действует, исходя из собственного понимания происходящего, ждет наказание. Нередко герои рассказов действуют, руководствуясь здравым смыслом и лучшими побуждениями, что парадоксальным образом приводит к неожиданным для них последствиям.
В конце XIX в. в военной литературе США, посвященной теме Гражданской войны, утверждается установка на отражение индивидуального военного опыта и осмысление войны с точки зрения ее рядовых участников. В «Алом знаке доблести» Крейн передает оттенки переживаний человека на войне, а также отражает процесс возмужания мужчины в условиях военного конфликта. Де Форест в романе «Мисс Равенел уходит к северянам», основанном на личном военном опыте писателя, стремится к созданию полной и объективной картины войны: произведение содержит как исторически достоверные описания сражений, так и свидетельства повседневной жизни различных слоев американского общества в условиях Гражданской войны.
В отличие от Крейна и Де Фореста, Бирс не ставит перед собой задачи реалистического изображения войны. Как и его современники, писатель демонстрирует точку зрения индивида на войну, и в то же время он утверждает неспособность человека увидеть ее подлинный смысл. Война с точки зрения героев рассказов Бирса предстает травмирующим абсурдом, который приносит людям лишь страдания. Подобное восприятие войны персонажами рассказов обусловлено тем, что человек не способен понять законы окружающей его действительности. Мир в рассказах писателя развивается по собственным законам и не подчиняется человеческим смыслам, а тайны этого мира доступны лишь тем, кто способен выйти за пределы человеческих категорий. Смысл жизни солдата в рамках созданного Бирсом мира состоит в том, чтобы убивать «чужих» и исполнять приказы вышестоящих. Тех, кто не соблюдает военный устав или действует, исходя из собственного понимания происходящего, ждет наказание. Нередко герои рассказов действуют, руководствуясь здравым смыслом и лучшими побуждениями, что парадоксальным образом приводит к неожиданным для них последствиям.