Традиция и исключительность системы барокко в поэзии Л. де Гонгоры: сонет «К Розе»
Надежда Валериевна Юткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе предпринимается
попытка доказать на материале сонета Луиса де Гонгоры-и-Арготе «К Розе» («A una rosa»), что в основе темного стиля поэта лежит не
эстетизация приёмов, затрудняющих чтение, а принципы поэтики барокко,
отвечающие трагическому мироощущению в эту эпоху. В ходе исследования было
установлено, что наиболее характерные особенности поэтики Гонгоры: громоздкие
метафоры, сложный синтаксис и пр. — позволяют создать новый мир-убежище, не
уступающий реальности и включающий в себя поэта как барочного творца.
Тезисы
Целью нашего доклада стал
анализ особенностей поэтики темного стиля Луиса де Гонгоры-и-Арготе с точки
зрения эстетики барокко. Мы поставили перед собой следующие задачи: выделить
основные приемы Гонгоры на примере одного сонета и выявить их эстетическую
функцию; обосновать представление текста как новой реальности, в которой поэт —
это второй бог; проследить, как приемы отвечают принципам барокко как
культурного феномена.
В качестве материала мы использовали сонет «К Розе» («A una rosa»).
В ходе имманентного анализа мы установили, что повтор на разных уровнях организации текста, как и диалектическая природа сонета, позволяет примирить глубоко экзистенциальное противоречие, заявленное в теме произведения, — противопоставление жизни и смерти. Мы обнаружили, что гармония достигается не столько за счет движения лирического сюжета от обозначения конфликта к его разрешению, сколько за счет циклизации на архитектоническом уровне. Закольцованность возникает и на уровне мотивики, образуя два полюса: жизнь как свет и жизнь как предвестник смерти.
Значительную роль в творчестве автора играет эмблематическое искусство. Сонет организован как правильная эмблема, что добавляет смысловой объем тексту: сначала констатация закона жизни, выступающего в роли «надписания», затем описание пиктуры-розы, в качестве подписи — латинский афоризм, существующий вне сонета, но довлеющий над ним, а в конце «опрокидывание» афоризма с помощью парадокса.
Стилистический анализ показал, что поэт намеренно стремится затруднить чтение, обращаясь к этимологии слов, используя культизмы и латинские грамматические модели. Так он пытается отделить друга от друга две реальности, создавая произведение-книгу, в которой кроется знание о неявленном, интенсиональном мире. Второе дно сонета возникает при помощи приема псевдоавтологии: текст одновременно существует в двух плоскостях, не исключающих друг друга. Поэт использует лексику неуместную для высокой тематики сонета: слово приобретает неочевидное значение в новом контексте, что расширяет пространство текста, который энциклопедически вбирает в себя всё. Адресат выступает как двойник лирического «я», создается иллюзия объективности: творимая в тексте реальность теряет налет неправдоподобия.
Таким образом, поэтика темного стиля Гонгоры не сводится к сокрытию смысла при помощи некоего шифра. Создавая текст, он строит убежище от реальности. Побег — это попытка преодолеть драматическое ощущение бытия в эпоху барокко. Протестуя против правды жизни, поэт диктует свой закон, свернутый до 14 строк, демонстрируя порядок и хаос мироздания. Реальный мир отделен от мира творимого при помощи громоздких метафор и и сложных образов. Так рождается авторская концепция мира, создаваемого им и включающего в себя самого творца.
В качестве материала мы использовали сонет «К Розе» («A una rosa»).
В ходе имманентного анализа мы установили, что повтор на разных уровнях организации текста, как и диалектическая природа сонета, позволяет примирить глубоко экзистенциальное противоречие, заявленное в теме произведения, — противопоставление жизни и смерти. Мы обнаружили, что гармония достигается не столько за счет движения лирического сюжета от обозначения конфликта к его разрешению, сколько за счет циклизации на архитектоническом уровне. Закольцованность возникает и на уровне мотивики, образуя два полюса: жизнь как свет и жизнь как предвестник смерти.
Значительную роль в творчестве автора играет эмблематическое искусство. Сонет организован как правильная эмблема, что добавляет смысловой объем тексту: сначала констатация закона жизни, выступающего в роли «надписания», затем описание пиктуры-розы, в качестве подписи — латинский афоризм, существующий вне сонета, но довлеющий над ним, а в конце «опрокидывание» афоризма с помощью парадокса.
Стилистический анализ показал, что поэт намеренно стремится затруднить чтение, обращаясь к этимологии слов, используя культизмы и латинские грамматические модели. Так он пытается отделить друга от друга две реальности, создавая произведение-книгу, в которой кроется знание о неявленном, интенсиональном мире. Второе дно сонета возникает при помощи приема псевдоавтологии: текст одновременно существует в двух плоскостях, не исключающих друг друга. Поэт использует лексику неуместную для высокой тематики сонета: слово приобретает неочевидное значение в новом контексте, что расширяет пространство текста, который энциклопедически вбирает в себя всё. Адресат выступает как двойник лирического «я», создается иллюзия объективности: творимая в тексте реальность теряет налет неправдоподобия.
Таким образом, поэтика темного стиля Гонгоры не сводится к сокрытию смысла при помощи некоего шифра. Создавая текст, он строит убежище от реальности. Побег — это попытка преодолеть драматическое ощущение бытия в эпоху барокко. Протестуя против правды жизни, поэт диктует свой закон, свернутый до 14 строк, демонстрируя порядок и хаос мироздания. Реальный мир отделен от мира творимого при помощи громоздких метафор и и сложных образов. Так рождается авторская концепция мира, создаваемого им и включающего в себя самого творца.