«Я покажу вам удивительную картину…»: художественное пространство фельетонов журнала «Современник» середины 1850-х гг.
Екатерина Игоревна Вожик
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется
художественное пространство фельетонов И. И. Панаева,
А. В. Дружинина, М. В. Авдеева, публиковавшихся в журнале «Современник»
в середине 1850-х гг. Цель этого анализа — продемонстрировать, какие
трансформации претерпел жанр фельетона с течением времени.
Тезисы
Доклад посвящен анализу
художественного пространства фельетонов, публиковавшихся в журнале «Современник»
в середине 1850-х гг. Рассмотрение пространственных категорий позволяет
показать, как менялся русский фельетон с течением времени.
Изучением фельетонов тех или иных писателей занимались разные исследователи, в числе которых Ю. Г. Оксман, Ю. Н. Тынянов, Б. В. Казанский, В. Б. Шкловский, В. Л. Комарович и др. Важной в методологическом отношении является монография Г. В. Зыковой «Поэтика русского журнала 1830-х—1870-х гг.» (М., 2005), где жанр фельетона рассматривается не сам по себе, но в контексте толстого литературного журнала. Тем не менее, исследователи чаще всего анализируют фельетоны 1840-х гг. и не берут во внимание более поздние образцы жанра, в результате чего по-прежнему не разработан сюжет трансформации русского фельетона.
Для раннего фельетона характерна определенная повествовательная установка: он написан от лица фланера, который прогуливается по городу и фиксирует впечатления от увиденного. Напр., этот принцип лежит в основе фельетонов Ф. М. Достоевского, А. Н. Плещеева, В. А. Соллогуба и др., публиковавшихся с 1847 г. под общим заглавием «Петербургская летопись» в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Описание пространства, окружающего повествователя, является одним из ключевых элементов фельетона.
К началу 1850-х гг., когда фельетон берет на себя роль критического обозрения новейших литературных произведений, описание физического пространства может становиться метафорой, которая позволяет высказаться о литературе. В фельетонах И. И. Панаева, А. В. Дружинина, М. В. Авдеева 1850-х гг. пространство города, по которому перемещается литератор в компании приятеля из провинции, или пространство рабочего кабинета, где разворачиваются споры между разными представителями литературного мира, преображается в умозрительное пространство литературы и мысли в целом. Так, напр., Панаев использует образы городского пространства, рисуя картину русской литературы будущего: «… я ни в чем не хочу уступать г. Теофилу Готье — остроумнейшему из фельетонистов — и в то время как он фантазирует о будущем Париже, я буду фантазировать о будущей русской литературе» (Панаев И. И. Заметки и размышления Нового поэта по поводу русской журналистики. Современник. 1853. № 2. Отд. VI. Смесь. С. 281—282). Этот и другие фельетонные сюжеты будут проанализированы в докладе.
К концу 1850-х гг. изображение физического и умозрительного пространства начинает играть в фельетонах «Современника» всё менее заметную роль и наконец исчезает совсем. В докладе будет сделана попытка объяснить это явление путём обращения к контексту публикаций журнала в этот период.
Изучением фельетонов тех или иных писателей занимались разные исследователи, в числе которых Ю. Г. Оксман, Ю. Н. Тынянов, Б. В. Казанский, В. Б. Шкловский, В. Л. Комарович и др. Важной в методологическом отношении является монография Г. В. Зыковой «Поэтика русского журнала 1830-х—1870-х гг.» (М., 2005), где жанр фельетона рассматривается не сам по себе, но в контексте толстого литературного журнала. Тем не менее, исследователи чаще всего анализируют фельетоны 1840-х гг. и не берут во внимание более поздние образцы жанра, в результате чего по-прежнему не разработан сюжет трансформации русского фельетона.
Для раннего фельетона характерна определенная повествовательная установка: он написан от лица фланера, который прогуливается по городу и фиксирует впечатления от увиденного. Напр., этот принцип лежит в основе фельетонов Ф. М. Достоевского, А. Н. Плещеева, В. А. Соллогуба и др., публиковавшихся с 1847 г. под общим заглавием «Петербургская летопись» в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Описание пространства, окружающего повествователя, является одним из ключевых элементов фельетона.
К началу 1850-х гг., когда фельетон берет на себя роль критического обозрения новейших литературных произведений, описание физического пространства может становиться метафорой, которая позволяет высказаться о литературе. В фельетонах И. И. Панаева, А. В. Дружинина, М. В. Авдеева 1850-х гг. пространство города, по которому перемещается литератор в компании приятеля из провинции, или пространство рабочего кабинета, где разворачиваются споры между разными представителями литературного мира, преображается в умозрительное пространство литературы и мысли в целом. Так, напр., Панаев использует образы городского пространства, рисуя картину русской литературы будущего: «… я ни в чем не хочу уступать г. Теофилу Готье — остроумнейшему из фельетонистов — и в то время как он фантазирует о будущем Париже, я буду фантазировать о будущей русской литературе» (Панаев И. И. Заметки и размышления Нового поэта по поводу русской журналистики. Современник. 1853. № 2. Отд. VI. Смесь. С. 281—282). Этот и другие фельетонные сюжеты будут проанализированы в докладе.
К концу 1850-х гг. изображение физического и умозрительного пространства начинает играть в фельетонах «Современника» всё менее заметную роль и наконец исчезает совсем. В докладе будет сделана попытка объяснить это явление путём обращения к контексту публикаций журнала в этот период.