Специфика музыкальных образов в повестях Л. Н. Толстого «Семейное счастие» и «Крейцерова соната»
Алина Вадимовна Пименова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Повести Л. Н. Толстого «Семейное счастие» и «Крейцерова соната» представляют собой образцы раннего и позднего творчества писателя. Обе повести посвящены одному и тому же вопросу — проблеме брака и семейных отношений, однако раскрывают его по-разному. На основе единства жанра и тематики произведений в докладе представлена попытка сравнения музыкальных образов, возникающих в повестях и тесно связанных с их тематикой, а также попытка представить эволюцию взглядов писателя по отношению к музыке и браку.
Тезисы
В творчестве Толстого
музыка выполняет двоякую функцию: с одной стороны, оказывается
воплощением вечной гармонии и созидающей энергии, а с другой, — разрушающей эту
гармонию силой. В «Семейном счастии» преобладает созидающее
начало, как антитеза противопоставленное тому, что возникнет в более поздней
повести Толстого «Крейцерова соната», где на смену гармонии приходят бури и
страсти. Недаром в «Семейном счастии» фигурируют соната-фантазия Моцарта и «Quasi una fantasia» Бетховена, лишенные такой резкой
перемены тонов, которой обладает бетховенская «Крейцерова соната», где мягкие и
спокойные звуки сменяются более сильными и громкими.
Обе повести рассказывают о семейных отношениях, однако
в первом случае музыка становится одним из ключевых звеньев в единении героев,
во втором же — разрывающей брачные узы силой. Некоторые исследователи связывали
такую эволюцию взглядов Толстого по отношению к музыке с влиянием А.
Шопенгауэра,
согласно которому музыка есть прямая объективизация существующей в мире воли,
проявляющейся в качестве представления в видимом, окружающем нас мире. Если
другие виды искусства такие, как поэзия и живопись, воплощают мировую волю
через различные идеи, то музыка являет ее сущность непосредственно.
В повести «Крейцерова
соната» отношения между героями принимают иррациональный характер, поскольку
они подвержены влиянию мировой стихии, которая начинает проникать в них через
музыку. В конечном итоге, подвергшись власти хаоса, герои уже не могут
противостоять ему и контролировать друг друга. В «Семейном счастии» этого еще нет,
музыка в повести более мерная, в какой-то степени она воплощает мировую
гармонию, однако при внимательном чтении обнаруживаются некоторые противоречия, так как музыка в повести оказывается не так однородна.
Жизнь героев в «Семейном счастии» как бы уподоблена звучащей музыке. Как такты в мелодии сменяют друг друга, так и супружеская жизнь героев проходит определенные этапы, которые плавно перетекают из одного состояния в другое. И на каждом подобном этапе отношений прежнее чувство постепенно угасает и вместо него возникает новое, основанное на старом.
В повести можно выделить три крупных этапа формирования этих чувств и соответственно три периода музыкальных настроений. Первый этап связан с пребыванием героев в «старом покровском доме», где звучит классическая музыка (в том числе сонаты Моцарта), это так называемая идиллическая жизнь героев до бракосочетания. Второй этап представлен пребыванием героев в Петербурге и заграницей, где звучит бальная музыка, набор композиций которой не определен. И третий этап в формировании нового семейного счастья связан с возвращением героев в тот же покровский дом, где снова звучит старое фортепиано и соната Бетховена.
Жизнь героев в «Семейном счастии» как бы уподоблена звучащей музыке. Как такты в мелодии сменяют друг друга, так и супружеская жизнь героев проходит определенные этапы, которые плавно перетекают из одного состояния в другое. И на каждом подобном этапе отношений прежнее чувство постепенно угасает и вместо него возникает новое, основанное на старом.
В повести можно выделить три крупных этапа формирования этих чувств и соответственно три периода музыкальных настроений. Первый этап связан с пребыванием героев в «старом покровском доме», где звучит классическая музыка (в том числе сонаты Моцарта), это так называемая идиллическая жизнь героев до бракосочетания. Второй этап представлен пребыванием героев в Петербурге и заграницей, где звучит бальная музыка, набор композиций которой не определен. И третий этап в формировании нового семейного счастья связан с возвращением героев в тот же покровский дом, где снова звучит старое фортепиано и соната Бетховена.