Скульптурный экфрасис в книге Д. В. Григоровича «Корабль “Ретвизан”»
Яна Андреевна Кравченко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен описаниям статуй в литературном путешествии
Д. В. Григоровича «Корабль “Ретвизан”» (1859—1862). В этом произведении на примере трех пластических
композиций проявляются особенности экфрасиса писателя. Григорович какое-то
время учился в Академии художеств, позже был известен как автор
искусствоведческих статей, в том числе первого путеводителя по Эрмитажу
«Прогулка по Эрмитажу» (1865). Опыт художника и знатока искусства не мог не
сказаться в его художественном тексте.
Тезисы
Термин
«экфрасис» не имеет устоявшегося определения. В теоретическом плане мы
опираемся на исследования Н. В. Брагинской и американских ученых Дж. Хеффернана
(Heffernan)
и Дж. Т. Митчелла. Экфрасис — словесное описание
рукотворных предметов искусства, обладающих «сюжетностью» (Брагинская не
объясняет значение, но мы понимаем, что это являет собой не просто копирование
предмета, но вкладывание в него какого-либо смысла, возможность толкования).
Экфрасису предшествуют творческие стадии: идея художника, ее визуальное изображение, восприятие произведения искусства писателем и только затем создание словесного образа. Читательское восприятие описаний не соответствует реальному предмету искусства: происходит борьба изображения и слова, читателю явлена только писательская интерпретация. Григорович пытается вникнуть в суть произведения, ощутить индивидуальность художника, а после передает свое впечатление (напр.: «Христос представлен как бы кротко, нежно говорящий с учениками»).
Опыт искусствоведа позволяет литератору оценить художественную значимость описываемых скульптур, сопоставить с другими мастерами (Б. Торвальдсен сравнивается с А. Кановой). Замечание Григоровича об «отшлифованности» итальянского скульптора сразу дает представление о резком отличии двух художников.
Рассматривая скульптуры, литератор прежде всего передает свои впечатления. Писатель отмечает включенность статуй в интерьер, говорит о материале, из которого они сделаны, но он не дает подробного описания, понимая, что в слове воссоздать скульптуру нельзя. Обозначая пространство, литератор придает впечатление объемности скульптуре, она воспринимается цельно, в совокупности с окружением, фоном. Цель Григоровича не дать точное описание, а позволить читателю «почувствовать» скульптуру.
Экфрасису предшествуют творческие стадии: идея художника, ее визуальное изображение, восприятие произведения искусства писателем и только затем создание словесного образа. Читательское восприятие описаний не соответствует реальному предмету искусства: происходит борьба изображения и слова, читателю явлена только писательская интерпретация. Григорович пытается вникнуть в суть произведения, ощутить индивидуальность художника, а после передает свое впечатление (напр.: «Христос представлен как бы кротко, нежно говорящий с учениками»).
Опыт искусствоведа позволяет литератору оценить художественную значимость описываемых скульптур, сопоставить с другими мастерами (Б. Торвальдсен сравнивается с А. Кановой). Замечание Григоровича об «отшлифованности» итальянского скульптора сразу дает представление о резком отличии двух художников.
Рассматривая скульптуры, литератор прежде всего передает свои впечатления. Писатель отмечает включенность статуй в интерьер, говорит о материале, из которого они сделаны, но он не дает подробного описания, понимая, что в слове воссоздать скульптуру нельзя. Обозначая пространство, литератор придает впечатление объемности скульптуре, она воспринимается цельно, в совокупности с окружением, фоном. Цель Григоровича не дать точное описание, а позволить читателю «почувствовать» скульптуру.