Греческая похоронная обрядность (по материалам экспедиции на юго-восточный Крит)
Инна Олеговна Никитина
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Доклад основан на материалах экспедиции в сёла юго-восточного Крита. В работе описывается
традиционный похоронный обряд и сопутствующие ему обрядовые действия, а также
фольклорные представления о смерти и загробной жизни. Выделены как общегреческие, так и характерные только для изучаемого региона черты обряда и элементы мифологии. Исследуется также специфическая обрядовая лексика. Сделаны выводы об особенностях критского похоронного обряда на общегреческом фоне.
Тезисы
Настоящее исследование посвящено изучению традиционного
греческого похоронного обряда. Материал был собран в сёлах юго-востока Крита (Палеохора,
Мустакос, Канданос) в ходе полевой экспедиции в феврале 2020 г. Мы работали с информантами
по вопроснику А. А. Плотниковой для этнолингвистического изучения
балканославянского ареала. При обработке материалов исследования, обряд был
структурирован согласно схеме, предложенной О. А. Седаковой. В результате мы
составили описание традиционного обряда одного из самых архаичных регионов
Греции по схеме: приготовление к смерти — агония и смерть — действия
до похорон — похороны — действия в течение 40 дней — действия в течение года, трёх лет.
Нам удалось записать характерные элементы обряда, сохранявшиеся в данном регионе вплоть до начала XXI в. Так, раньше покойника омывали вином, хоронили в саване, без гроба. Могилы были преимущественно семейные. Когда совершалось новое захоронение, уже лежащие там кости промывали вином, складывали в наволочку и помещали в углу могилы. Чтобы перенести умершего в церковь и на кладбище, использовались специальные деревянные носилки, хранившиеся в церкви. Для этой цели могла использоваться и дверь дома. Также мы получили информацию о том, как проходили поминки. Главным блюдом на поминках было и по сей день остаётся коливо (варёная пшеница с сахаром, в которую могли добавлять корицу, гвоздику, петрушку, гранат, другие пряности и травы). Украшали его гранатовыми зёрнами и орехами.
Помимо описания похоронного обряда, наша работа включает в себя народные представления о смерти, а именно об её предвестниках (совы и вороны, воющие собаки, мухи), о Харосе и об Архангеле Михаиле (считается, что они забирают души людей), о душе (душа блуждает 40 дней по земле, поэтому в доме, где умер человек, на этот срок оставляют стакан воды и зажжённую свечу), о загробном мире, Рае и Аде.
Предметом нашего исследования являлась и специфическая лексика обряда: общеупотребительная и диалектная. Мы собрали информацию о защитных действиях, которые совершались с целью изгнать смерть из дома. Раньше для этих целей разбивали тарелки, по возвращении с кладбища садились трижды на особый камень. Когда в доме, где кто-то умер, находился некрещёный младенец, было необходимо тут же, до похорон, крестить его. По-особому хоронили священников (сидя, с Писанием в руках), незамужних девушек (в свадебном платье) и неженатых юношей (в костюме).
В работе была предпринята попытка описать похоронный обряд, поведение во время траура, поминание усопших и фольклорные представления о смерти, основываясь на полевых материалах. Мы выделили в обряде как общегреческие, так и присущие только данному региону черты.
Нам удалось записать характерные элементы обряда, сохранявшиеся в данном регионе вплоть до начала XXI в. Так, раньше покойника омывали вином, хоронили в саване, без гроба. Могилы были преимущественно семейные. Когда совершалось новое захоронение, уже лежащие там кости промывали вином, складывали в наволочку и помещали в углу могилы. Чтобы перенести умершего в церковь и на кладбище, использовались специальные деревянные носилки, хранившиеся в церкви. Для этой цели могла использоваться и дверь дома. Также мы получили информацию о том, как проходили поминки. Главным блюдом на поминках было и по сей день остаётся коливо (варёная пшеница с сахаром, в которую могли добавлять корицу, гвоздику, петрушку, гранат, другие пряности и травы). Украшали его гранатовыми зёрнами и орехами.
Помимо описания похоронного обряда, наша работа включает в себя народные представления о смерти, а именно об её предвестниках (совы и вороны, воющие собаки, мухи), о Харосе и об Архангеле Михаиле (считается, что они забирают души людей), о душе (душа блуждает 40 дней по земле, поэтому в доме, где умер человек, на этот срок оставляют стакан воды и зажжённую свечу), о загробном мире, Рае и Аде.
Предметом нашего исследования являлась и специфическая лексика обряда: общеупотребительная и диалектная. Мы собрали информацию о защитных действиях, которые совершались с целью изгнать смерть из дома. Раньше для этих целей разбивали тарелки, по возвращении с кладбища садились трижды на особый камень. Когда в доме, где кто-то умер, находился некрещёный младенец, было необходимо тут же, до похорон, крестить его. По-особому хоронили священников (сидя, с Писанием в руках), незамужних девушек (в свадебном платье) и неженатых юношей (в костюме).
В работе была предпринята попытка описать похоронный обряд, поведение во время траура, поминание усопших и фольклорные представления о смерти, основываясь на полевых материалах. Мы выделили в обряде как общегреческие, так и присущие только данному региону черты.