Роль образа животного в поэзии Пола Малдуна
Яна Владимировна Ямина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности использования образов животных в творчестве современного ирландского поэта Пола Малдуна. Основными тенденциями в анализируемых стихотворениях можно назвать: доминирование мортального сюжета, отсутствие тенденции антропоморфизации животных или зооморфизации человека, воплощение образа животного как профетического посредника между человеком и Богом. Животное в текстах Малдуна — не только лингвистический и смысловой инструмент философских размышлений, но и орудие борьбы с историческим вымыслом.
Тезисы
Пол Малдун (род. 1951, Muldoon) — современный ирландский поэт, чье творчество формировалось в период «ольстерского кризиса». В своих стихотворениях Малдун часто обращается к образу животного. При этом бестиарий поэта невероятно разнообразен: его список составляют лягушки, лисы, пантеры, собаки, лошади и еще многие другие представители фауны.
Малдун продолжает поэтическую традицию Уильяма Блейка, обращаясь в своих текстах к мотиву тайны, сокрытой от человека, но известной животному. Так, в стихотворении «Mink» оказывается, что норка знает путь к могиле секретного разведчика Роберта Найрака, к месту, неизвестному в реальности. Также образ пантеры в тексте «The Panther» в своей таинственности и масштабности сопоставим с образом тигра в «The Tyger» Блейка. Только если пантера — символ необходимой жертвы для дальнейшего развития урбанизированного общества, то тигр — подтверждение мощи Творца и силы его любви.
Малдун в своих стихотворениях не придерживается тенденции антропоморфизации животных или зооморфизации человека. Необходимо подчеркнуть важную связь в текстах поэта между животным, человеком и Богом. Животное в его текстах становится лингвистическим элементом, метафорой, с помощью которой поэт обращается к волнующим его философским вопросам и служит профетическим посредником между человеком и Богом. Так, в стихотворении «Thinking of the Goldfish» лирический герой сравнивает свободного себя и золотую рыбку, лишенную кислорода, бессильную в попытке выжить; проводится параллель между человеком и Богом как сущностями, которые способны распоряжаться чужими судьбами. А в тексте «Hedgehog» образ ежа сопоставляется с Христом и отсылает читателя к новозаветному сюжету о распятии Иисуса.
Следует отметить, что мортальный сюжет — ведущий в поэзии Пола Малдуна. Поэт говорит о страдании и смерти либо животного, как в стихотворении «The Panther», либо человека, как в «Mink», либо же Бога, как в тексте «Hedgehog». Однако основой пессимизма повествования, опираясь на методологию нового историзма, можно считать не сочувствие автора по отношению к страдающим животным, а, скорее, беспокойство за будущее Ирландии, Родины Малдуна, именно поэтому автор включает в тексты столько исторических личностей, действующих порой в спорных и недостоверных эпохальных сюжетах.
Можно сделать вывод о том, что животное в текстах поэта становится не только лингвистическим и смысловым инструментом философских размышлений, но и орудием борьбы с историческим вымыслом.
Малдун продолжает поэтическую традицию Уильяма Блейка, обращаясь в своих текстах к мотиву тайны, сокрытой от человека, но известной животному. Так, в стихотворении «Mink» оказывается, что норка знает путь к могиле секретного разведчика Роберта Найрака, к месту, неизвестному в реальности. Также образ пантеры в тексте «The Panther» в своей таинственности и масштабности сопоставим с образом тигра в «The Tyger» Блейка. Только если пантера — символ необходимой жертвы для дальнейшего развития урбанизированного общества, то тигр — подтверждение мощи Творца и силы его любви.
Малдун в своих стихотворениях не придерживается тенденции антропоморфизации животных или зооморфизации человека. Необходимо подчеркнуть важную связь в текстах поэта между животным, человеком и Богом. Животное в его текстах становится лингвистическим элементом, метафорой, с помощью которой поэт обращается к волнующим его философским вопросам и служит профетическим посредником между человеком и Богом. Так, в стихотворении «Thinking of the Goldfish» лирический герой сравнивает свободного себя и золотую рыбку, лишенную кислорода, бессильную в попытке выжить; проводится параллель между человеком и Богом как сущностями, которые способны распоряжаться чужими судьбами. А в тексте «Hedgehog» образ ежа сопоставляется с Христом и отсылает читателя к новозаветному сюжету о распятии Иисуса.
Следует отметить, что мортальный сюжет — ведущий в поэзии Пола Малдуна. Поэт говорит о страдании и смерти либо животного, как в стихотворении «The Panther», либо человека, как в «Mink», либо же Бога, как в тексте «Hedgehog». Однако основой пессимизма повествования, опираясь на методологию нового историзма, можно считать не сочувствие автора по отношению к страдающим животным, а, скорее, беспокойство за будущее Ирландии, Родины Малдуна, именно поэтому автор включает в тексты столько исторических личностей, действующих порой в спорных и недостоверных эпохальных сюжетах.
Можно сделать вывод о том, что животное в текстах поэта становится не только лингвистическим и смысловым инструментом философских размышлений, но и орудием борьбы с историческим вымыслом.