XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эволюция экзистенциальной проблематики — от записных книжек Венедикта Ерофеева к поэме «Москва — Петушки»

Рада Ильинична Брахман
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Ключевые слова, аннотация

Экзистенциальная проблематика имеет кардинальное значение для поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Записные книжки автора — ценный материал для изучения экзистенциальных аспектов его художественного мировоззрения. В результате анализа смысловых сближений записей за 1963 г. и текста поэмы становится возможным показать, как экзистенциально артикулированное мировосприятие Ерофеева складывается еще в начале 60-х гг. Обращение к заметкам позволяет прояснить актуальные для поэмы темы страдания, одиночества, немотствования, страха и сомнения.

Тезисы

Экзистенциальная проблематика играет важную роль в поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» (1969—1970). Опубликованные записные книжки писателя, особенно датированные 1963 г., содержат объемные энциклопедические выписки о философии экзистенциализма (в форме описания концепций таких философов, как С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), что позволяет поставить вопрос о влиянии этих идей (доступных автору именно в форме словарных статей, а не оригинальных текстов) на художественное мировоззрение Ерофеева и функционирование экзистенциальных понятий в художественной системе поэмы. Исследователи обращаются к запискам писателя для прояснения его произведений (прежде всего, поэмы «Москва — Петушки»). Однако значение выписок об экзистенциальной философии в эволюции его поэтики не было изучено.
Цель проводимого исследования — прояснить смысловые связи между выписками 1963-го г. и проблематикой и поэтикой поэмы «Москва — Петушки» в аспекте экзистенциальной проблематики.
Материал исследования — опубликованные записные книжки 1960-х гг. (раздел «1963 год») и поэма «Москва — Петушки». В задачи работы входит установление тематических соответствий между изучаемыми текстами и комментирование возникающих смысловых сближений. В ходе исследования особое внимание уделяется выпискам, связанным с философией Кьеркегора и Хайдеггера, поскольку они в смысловом отношении оказываются наиболее близки поэме Ерофеева. В частности, мы сопоставляем заметки об иронии у Кьеркегора (напр., «склонность к меланхолии скрывает от себя и других под маской сарказма и иронии») с кардинальными для поэмы темами немотствования и страдания и способами конституирования «дискурсивных практик» героя поэмы. Другая выписка («Одиночество человека перед лицом бога, признанное Кьеркегором, превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто») позволяет прояснить такие актуальные для поэмы темы как богооставленность, одиночество и страх и установить их связь с изображением «мистического» опыта героя.
В целом проведенный анализ позволяет предположить, что система экзистенциально артикулированного мировоззрения, художественно воплощенная в поэме «Москва 
 Петушки», в значительной мере складывается еще в начале 60-х гг, тогда как выписки 1963-го г. оказывают существенное воздействие на специфику репрезентации экзистенциальной проблематики в поэме.