XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Барочная эстетика в кинематографе Эжена Грина

Кристина Олеговна Величко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Фильмы Эжена Грина представляют собой сложное и уникальное для современного кинематографа явление, визуальный язык которого во многом строится на конвенциях и стилистических особенностях барочной эстетики — как на визуальном, так и на нарративном уровне. Обращаясь к живописному искусству, литературе, театру, философии барокко режиссер создает многоликий, противоречивый барочный мир внутри современного. Доклад посвящен выявлению основных категорий и черт барочной эстетики в фильмах Эжена Грина, а также анализу специфики обращения к барочной эпохе в контексте современной культуры.

Тезисы

Противоречивую внутри себя самой категорию барочной эстетики можно назвать основой стилистического оформления фильмов Эжена Грина. Барокко для режиссера — это в первую очередь определенный способ мыслить, видеть, действовать. При всей страстности, живописности и театральности барокко можно назвать едва ли не самой формальной эпохой в художественной культуре, которая отвергает всякую естественность и спонтанность. В рамках исследования, используя инструментарий визуального и нарративного анализа фильма, а также применяя искусствоведческие методы работы с визуальным пространством, мы пытаемся выявить и систематизировать основные используемые Грином барочные эстетические категории. Определяющими специфику его режиссерского стиля можно назвать следующие приемы: построение мизансцен, основанное на барочной образности и живописности, специфический стиль актерской игры, выстраиваемый посредством обращения к понятиям театральности, а также структурированный особым образом нарратив, встроенный в шестичастную структуру, как и само содержание диалогов и многочисленных аллюзий, отсылающих к барочной литературе, философии и культуре в целом.