Каноны Косьмы Маюмского: историографический обзор
Карина Сергеевна Чарыкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается развитие исследования развития жанра канона у Косьмы Маюмского в отечественной и зарубежной историографии XIX-XXI вв. Обозначены основные публикации и атрибуции. Выявлено изменение проблематики в рассмотрении творчества гимнографа. Обозначены основные достижения в изучении канона в трудах Косьмы Маюмского, поставлены новые вопросы и сформулированы перспективы для дальнейшего изучения.
Тезисы
Творения
Косьмы Маюмского, в т. ч. каноны, в эпоху
Средневековья были востребованы в
литургическом обиходе и дошли до нас в
составе множества рукописных сборников.
Древнейшее печатное издание появилось
в начале XVI в.
Во 2 половине XIX в., в период роста интереса к византийскому литературному наследию, каноны Косьмы публикуются в антологиях Ж.-П. Миня (J.-P. Migne, 1800—1875 гг.), и У. Криста-М. Параникаса (W. Christ 1831—1906 гг., Μ. Παρανίκας,1832—1914 гг.).
Попытка определить место автора в истории христианской гимнографии была совершена в 1864 г. Филаретом (Гумилевским, 1805—1866 гг.). В обзоре трудов песнопевцев Греческой церкви он вырисовывает фигуру «совоспитанника» Иоанна Дамаскина как значительным образом повлиявшую на формирование жанра канона. Гумилевский описывает особенности творчества Косьмы, говорит об исторической актуальности его образов для современников. Кроме того, он находит подтверждение авторства ряду канонов автору из адресованных ему похвальных слов в именных службах святому.
К вопросу об авторстве ряда канонов Косьмы Маюмского возвращается А. И. Пападопуло-Керамевс (Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς,1856—1912 гг.) при публикации Жития Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского. В житийном тексте он находит упоминания святых и праздников, прославленных Косьмой в своих произведениях, а также обстоятельств создания произведений (как, например, в случае с каноном на Воздвижение). Сопоставляет творчество обоих гимнографов.
Ряд авторов (А.М. Ловягин (1870—1925 гг.), Шаппе (A. Chappet, ?—?) рассматривают каноны Косьмы Маюмского с точки зрения их музыкального строя, указывают на мелодичность стиха, чувства слова и музыкальной фразы. Шаппе при этом разрабатывает классификацию гимнов по гласам.
Монографическая работа Ф. Деторакиса (Θ. Δετοράκης, род. 1936 г.) охватывает все творчество Косьмы Маюмского, рассматривает как единое целое, устанавливает первенство Косьмы в формировании жанра канона. Перу Косьмы приписывается 33 канона и 173 ирмосов к ним, выделяются также каноны, составленные Косьмой на основе ирмосов предшественников; в отдельный единый цикл выводятся воскресные каноны. Выявляются основные черты стиля Косьмы Маюмского: характер использования акростиха, сочетание архаической ритмической организации с ритмическими инновациями, лексические новшества (гапаксы).
Ряд работ А.П. Каждана (1922—1997 гг.) посвящен разбору творчества Косьмы Маюмского, в т. ч. формально-стилистическому анализу некоторых канонов; подчеркивается роль гимнографа в унификации тематики ирмосов (за исключением богородична); выявлены стилистические особенности организации песен канонов, с перетеканием из одного в другой ключевых слов, рефренов, отмечена приоритетность определенных тем для автора.
Во 2 половине XIX в., в период роста интереса к византийскому литературному наследию, каноны Косьмы публикуются в антологиях Ж.-П. Миня (J.-P. Migne, 1800—1875 гг.), и У. Криста-М. Параникаса (W. Christ 1831—1906 гг., Μ. Παρανίκας,1832—1914 гг.).
Попытка определить место автора в истории христианской гимнографии была совершена в 1864 г. Филаретом (Гумилевским, 1805—1866 гг.). В обзоре трудов песнопевцев Греческой церкви он вырисовывает фигуру «совоспитанника» Иоанна Дамаскина как значительным образом повлиявшую на формирование жанра канона. Гумилевский описывает особенности творчества Косьмы, говорит об исторической актуальности его образов для современников. Кроме того, он находит подтверждение авторства ряду канонов автору из адресованных ему похвальных слов в именных службах святому.
К вопросу об авторстве ряда канонов Косьмы Маюмского возвращается А. И. Пападопуло-Керамевс (Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς,1856—1912 гг.) при публикации Жития Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского. В житийном тексте он находит упоминания святых и праздников, прославленных Косьмой в своих произведениях, а также обстоятельств создания произведений (как, например, в случае с каноном на Воздвижение). Сопоставляет творчество обоих гимнографов.
Ряд авторов (А.М. Ловягин (1870—1925 гг.), Шаппе (A. Chappet, ?—?) рассматривают каноны Косьмы Маюмского с точки зрения их музыкального строя, указывают на мелодичность стиха, чувства слова и музыкальной фразы. Шаппе при этом разрабатывает классификацию гимнов по гласам.
Монографическая работа Ф. Деторакиса (Θ. Δετοράκης, род. 1936 г.) охватывает все творчество Косьмы Маюмского, рассматривает как единое целое, устанавливает первенство Косьмы в формировании жанра канона. Перу Косьмы приписывается 33 канона и 173 ирмосов к ним, выделяются также каноны, составленные Косьмой на основе ирмосов предшественников; в отдельный единый цикл выводятся воскресные каноны. Выявляются основные черты стиля Косьмы Маюмского: характер использования акростиха, сочетание архаической ритмической организации с ритмическими инновациями, лексические новшества (гапаксы).
Ряд работ А.П. Каждана (1922—1997 гг.) посвящен разбору творчества Косьмы Маюмского, в т. ч. формально-стилистическому анализу некоторых канонов; подчеркивается роль гимнографа в унификации тематики ирмосов (за исключением богородична); выявлены стилистические особенности организации песен канонов, с перетеканием из одного в другой ключевых слов, рефренов, отмечена приоритетность определенных тем для автора.