XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поиск свободы. Интерпретация Триером мифа о Медее

Ульяна Сергеевна Теслина
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе выявляется своеобразие трактовки мифа о Медее в фильме Ларса фон Триера «Медея» (1988). Материалом для исследования послужили непосредственно фильм Триера и сценарий К. Т. Дрейера (пер. на английский Э. Гресс), предлагающие две отличающиеся интерпретации мифа (Триер отступил от сценария Дреера).
Анализируются сюжетные ходы, использованные в фильме Триера, портретные детали и психологические особенности персонажей фильма. Особое внимание уделяется мотиву свободы и его воплощению посредством пространственных решений.

Тезисы

Задачей нашего доклада является рассмотрение интерпретации сюжета о Медее Л. фон Триером в одноименном фильме (1988) (с учетом отличий киноверсии от первоначального сценария К. Т. Дрейера). Материалом для исследования послужили непосредственно фильм Триера и сценарий Дрейера (пер. на английский Э. Гресс).
Триер значительно отступил от первоначальной версии сценария, полностью переписав финал фильма и изменив характер Медеи. Кроме того, он исключил из фильма хор как действующее лицо, упростил функции роли кормилицы, противопоставил Главку и Медею друг другу.
Главка сильно отличается от других женских персонажей. У нее распущены волосы, она ходит в легком белом одеянии, имеются сцены, где она предстает в обнаженном виде. Она юна, красива, вокруг нее прислужницы. Медея закутана в темные одежды, которые, в отличие от легких одежд Главки, сделаны из тяжелой, плотной материи. Она одинока, Ясон ее бросил, Креонт выгоняет из города (кормилица не появляется в кадре полностью, в самом начале «от нее» остается и вовсе закадровая реплика). Взглянув на своё отражение, Медея признается Ясону, что понимает, почему он выбрал Главку.
Большое внимание в фильме Триера уделяется трансляции эмоционального состояния Медеи через пейзаж. Спектр ландшафта колеблется от водных гладей до густого леса.
Режиссеру наиболее интересны пейзажи с водой (побережье, море или океан, туман, дождь) и сцены в закрытом пространстве (грот, в котором протекает река, дом Медеи, дворец Креонта, свадебный шатер), но встречаются также луг и одиноко стоящее на нем дерево, на котором будут повешены дети Медеи, лес, песок.
В фильме Триера важен мотив свободы (освобождения) Медеи. Героиня ищет путь к свободе через смерть детей, старший из которых сам приносит в жертву себя и своего брата ради матери. Тяга героини к свободе подчеркивается контрастом пространственных решений: Медея чаще всего показывается на фоне открытых пространств, тогда как все остальные персонажи предпочитают закрытые пространства. Медее же оно чуждо даже в доме, который ей принадлежит, она говорит, что скучает по своей семье и что ее жизнь пуста, и в это время на заднем плане спят ее дети, и их изображение увеличивается по мере того, как она говорит.
Уже было сказано о том, что Медея с ног до головы закутана в темные одежды. Костюм символизирует ее внутреннюю несвободу. Мы видим, как она избавляется от этой одежды дважды, сначала она позволяет улететь своей шали перед тем, как передает Ясону свадебный венец, подарок для Главки, а в финале она снимает головной убор, с которым не расстается на протяжении всего фильма, и ее волосы треплет ветер. Триер таким образом акцентирует не месть Медеи Ясону, а ее освобождение.