Лексемы, используемые нидерландцами и фламандцами для выражения эмоций в стрессовых ситуациях на письме
Нина Александровна Белова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование, проведённое на базе чат-сообщений нидерландцев и фламандцев, посвящено изучению лексем, употребляемых в письменной речи при выражении эмоций в стрессовых ситуациях, спровоцированных личными переживаниями или внешними факторами. Цель данного исследования — лингвистическое описание собранных лексем. В ходе исследования были выявлены закономерности использования лексем, а также был составлен мини-словарь частотности употребления конкретных лексем, используемых для выражения эмоций и произведения наибольшего эффекта на читателя послания.
Тезисы
Задачей данного исследования является выявление закономерностей использования лексем в письменной речи для эмоциональной окраски послания. Материалом исследования послужили анонимизированные сообщения клиентов нидерландского туристического агенства, отправленные агентам службы поддержки посредством онлайн-чата с целью решить проблему, возникшую в процессе использования услуг агенства. Специфика данного исследования заключается в том, что оно проводится на основе письменной речи, а не устной, где важную роль в эмоциональной окрашенности послания играли бы особенности голоса человека. Об эмоциональной окрашенности послания на письме можно судить в большей степени именно по выбору лексем для произведения эффекта на читателя.
Работа проходила в три этапа. Первый этап — отбор материала путём сплошной выборки анализируемых чат-диалогов. Второй этап — анализ лексем и их ранжирование по степени эмоциональной окрашенности. Третий этап — составление словаря частотности употребления лексем.
Результатом работы являются выявленные закономерности использования эмоционально окрашенных лексем в письменной речи в таких стрессовых ситуациях, как, например, отмена путешествия в связи с непредвиденными обстоятельствами.
В результате проведенной работы были выявлены следующие закономерности.
1) На степень эмоциональной окрашенности сообщения влияет удовлетворенность клиента данным ему ответом; чем меньше ответ оправдывает ожидания клиента, тем более экспрессивно он реагирует на послание. Например, получив ожидаемый ответ, клиент отправил сообщение с текстом Oke, dankjewel. (нидерл.) — 'Хорошо, спасибо'. А клиент, который оказался неудовлетворенным данным ему ответом, написал: Prima! Ik heb mijn geld kwijtgeraakt! Schaam je! (нидерл.) — 'Прекрасно! Я потерял деньги! Вам должно быть стыдно!'.
2) Как правило, первое чат-сообщение клиента является нейтральным (например нидерл. Goedemiddag. Ik zie dat mijn reis geannuleerd is. Wat nu? — 'Добрый день. Я вижу, что мой полёт отменён. Что теперь делать?'), а последующие реакции на ответы работников службы клиентской поддержки — эмоционально окрашенными, поскольку на формулировку последующих реплик у клиента имеется меньше времени, и он дает ответ, руководствуясь исключительно своим эмоциональным состоянием (например нидерл. Dit is ongelovelijk! — 'Невообразимо!').
3) Наиболее часто употребляемые лексемы в стрессовых ситуациях имеют негативную окраску, что связано с нестабильным эмоциональным состоянием клиента при возникновении неполадок, связанных с долгожданным путешествием. Например, slecht 'ужасно', teleurgesteld 'расстроен'.
Также была произведена группировка всех выявленных лексем по степени эмоциональной окрашенности, и был создан небольшой словарь частотности употребления лексем.
Работа проходила в три этапа. Первый этап — отбор материала путём сплошной выборки анализируемых чат-диалогов. Второй этап — анализ лексем и их ранжирование по степени эмоциональной окрашенности. Третий этап — составление словаря частотности употребления лексем.
Результатом работы являются выявленные закономерности использования эмоционально окрашенных лексем в письменной речи в таких стрессовых ситуациях, как, например, отмена путешествия в связи с непредвиденными обстоятельствами.
В результате проведенной работы были выявлены следующие закономерности.
1) На степень эмоциональной окрашенности сообщения влияет удовлетворенность клиента данным ему ответом; чем меньше ответ оправдывает ожидания клиента, тем более экспрессивно он реагирует на послание. Например, получив ожидаемый ответ, клиент отправил сообщение с текстом Oke, dankjewel. (нидерл.) — 'Хорошо, спасибо'. А клиент, который оказался неудовлетворенным данным ему ответом, написал: Prima! Ik heb mijn geld kwijtgeraakt! Schaam je! (нидерл.) — 'Прекрасно! Я потерял деньги! Вам должно быть стыдно!'.
2) Как правило, первое чат-сообщение клиента является нейтральным (например нидерл. Goedemiddag. Ik zie dat mijn reis geannuleerd is. Wat nu? — 'Добрый день. Я вижу, что мой полёт отменён. Что теперь делать?'), а последующие реакции на ответы работников службы клиентской поддержки — эмоционально окрашенными, поскольку на формулировку последующих реплик у клиента имеется меньше времени, и он дает ответ, руководствуясь исключительно своим эмоциональным состоянием (например нидерл. Dit is ongelovelijk! — 'Невообразимо!').
3) Наиболее часто употребляемые лексемы в стрессовых ситуациях имеют негативную окраску, что связано с нестабильным эмоциональным состоянием клиента при возникновении неполадок, связанных с долгожданным путешествием. Например, slecht 'ужасно', teleurgesteld 'расстроен'.
Также была произведена группировка всех выявленных лексем по степени эмоциональной окрашенности, и был создан небольшой словарь частотности употребления лексем.