Образ Петербурга в русской, чешской и немецкой поэзии конца XIX — начала XX в.
Любовь Сергеевна Курчавова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен образу Петербурга в русской, чешской и немецкой поэзии конца XIX — начала XX в. Ставится задача составить представление о взглядах поэтов из указанных стран на город. В результате делается вывод о различиях в понимании образа Петербурга у разных авторов.
Тезисы
В представленной работе будет рассмотрен образ Петербурга в отдельных образцах русской, чешской и немецкой поэзии конца XIX — начала XX в. С использованием эмпирического, сравнительно-сопоставительного и аналитического методов исследования были рассмотрены поэтические тексты, написанные в конце XIX — начале XX в. чешскими, русскими и немецкими авторами. Целью представленной работы является иллюстрация того, каким Петербург видится поэтам из разных стран, проведение параллелей между биографией авторов, историческими событиями и изменениями в городе, которые свойственны времени написания произведений.
Анализ стихотворений основан на понятии «петербургский текст», которое было введено В. П. Топоровым. Также образ города рассмотрен через описание или упоминание важных для Петербурга мест: Адмиралтейства, Невы, Зимнего дворца, Фонтанки и т. д. Кроме того, проанализировано использование природных явлений, традиционно связываемых с Петербургом (например, белые ночи, дожди и затянутое тучами небо). Сделан вывод о том, к каким из указанных выше аспектов авторы из России, Чехии и Германии обращаются чаще для создания образа Петербурга.
Анализ стихотворений основан на понятии «петербургский текст», которое было введено В. П. Топоровым. Также образ города рассмотрен через описание или упоминание важных для Петербурга мест: Адмиралтейства, Невы, Зимнего дворца, Фонтанки и т. д. Кроме того, проанализировано использование природных явлений, традиционно связываемых с Петербургом (например, белые ночи, дожди и затянутое тучами небо). Сделан вывод о том, к каким из указанных выше аспектов авторы из России, Чехии и Германии обращаются чаще для создания образа Петербурга.