Аргументная структура глагола как отражение его семантического класса
Александра Андреевна Козлова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется
роль аргументной структуры глагола в определении его значения. Для этого был
проведен эксперимент по методике анкетирования, в котором от участников требовалось восстановить опущенные глаголы, ориентируясь на их аргументную
структуру. Результаты эксперимента, проведенного с 60 студентами-нефилологами,
показывают, что одной морфологической информации в аргументной структуре глагола недостаточно для определения его семантики, а успешное или неудачное попадание в семантический класс опущенного глагола носит случайный характер.
Тезисы
Как утверждал Ю. Д. Апресян, факт принадлежности
глагола к какому-либо семантическому классу формирует ожидания относительно его
аргументной структуры. Мое исследование основывается на том, что определенный набор семантических актантов
также может формировать ожидания относительно
класса глагола.
Теория Semantic bootstrapping утверждает, что человек изначально усваивает семантику слов, то есть привыкает, что определенный объект, действие или качество обозначается определенным словом и, исходя из того, как эти объекты взаимосвязаны в реальном мире, познает правила синтаксиса. Теория Syntactic bootstrapping предполагает наличие врожденного понимания свойств синтаксиса и утверждает, что исходя из этого понимания, человек уясняет для себя отношения, которыми связаны слова, и, уже основываясь на этом, делает вывод об их семантике.
Экспериментальная анкета для выявление роли аргументной структуры в принятии решения о значении глагола состояла из 118 предложений, сказуемыми в которых были глаголы, относящиеся к 8 семантическим классам (глаголы движения, речи, мыслительной деятельности, эмоций, манипулирования объектом, каузации предмета на изменение положения, чувственного восприятия и социального взаимодействия). Половина предложений состояла из квазислов, сохраняющих грамматические показатели при отсутствии ясной семантики. Предложения были составлены таким образом, чтобы были заполнены все обязательные валентности глагола и отсутствовали сирконстанты. Сами глаголы из предложений были изъяты, и участников просили их восстановить, подобрав наиболее подходящий глагол.
В эксперименте приняло участие 60 студентов-нефилологов: 42 мужчины и 18 женщин.
По результатам заполнений глагольных лексем в структуры с квазисловами отказы составили 55% от общего числа предложений с квазисловами, попадания в семантический класс глагола — 16%, непопадания — 16%, и в 13% случаев участники эксперимента неверно воспринимали аргументную структуру глагола. Среди предложений с существующими словами отказы составили 6% от общего числа таких предложений, попадания в семантический класс — 40%, непопадания — 41%, случаи неверного восприятия аргументной структуры составили 13% от общего числа предложений с существующими словами.
Из этих данных можно сделать вывод, что одной морфологической информации в аргументной структуре глагола недостаточно для понимания его семантики. Семантический класс глагола также не является значимым показателем его аргументной структуры, так как его успешный или неудачный выбор и в случае с предложениями с существующими словами, и в случае с предложениями с квазисловами происходил в основном случайным образом.
Теория Semantic bootstrapping утверждает, что человек изначально усваивает семантику слов, то есть привыкает, что определенный объект, действие или качество обозначается определенным словом и, исходя из того, как эти объекты взаимосвязаны в реальном мире, познает правила синтаксиса. Теория Syntactic bootstrapping предполагает наличие врожденного понимания свойств синтаксиса и утверждает, что исходя из этого понимания, человек уясняет для себя отношения, которыми связаны слова, и, уже основываясь на этом, делает вывод об их семантике.
Экспериментальная анкета для выявление роли аргументной структуры в принятии решения о значении глагола состояла из 118 предложений, сказуемыми в которых были глаголы, относящиеся к 8 семантическим классам (глаголы движения, речи, мыслительной деятельности, эмоций, манипулирования объектом, каузации предмета на изменение положения, чувственного восприятия и социального взаимодействия). Половина предложений состояла из квазислов, сохраняющих грамматические показатели при отсутствии ясной семантики. Предложения были составлены таким образом, чтобы были заполнены все обязательные валентности глагола и отсутствовали сирконстанты. Сами глаголы из предложений были изъяты, и участников просили их восстановить, подобрав наиболее подходящий глагол.
В эксперименте приняло участие 60 студентов-нефилологов: 42 мужчины и 18 женщин.
По результатам заполнений глагольных лексем в структуры с квазисловами отказы составили 55% от общего числа предложений с квазисловами, попадания в семантический класс глагола — 16%, непопадания — 16%, и в 13% случаев участники эксперимента неверно воспринимали аргументную структуру глагола. Среди предложений с существующими словами отказы составили 6% от общего числа таких предложений, попадания в семантический класс — 40%, непопадания — 41%, случаи неверного восприятия аргументной структуры составили 13% от общего числа предложений с существующими словами.
Из этих данных можно сделать вывод, что одной морфологической информации в аргументной структуре глагола недостаточно для понимания его семантики. Семантический класс глагола также не является значимым показателем его аргументной структуры, так как его успешный или неудачный выбор и в случае с предложениями с существующими словами, и в случае с предложениями с квазисловами происходил в основном случайным образом.