Эволюция Хастура в мистической литературе
Светлана Игоревна Турищева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Цель доклада — проследить эволюцию персонажа (Хастур) на примере нескольких произведений, оказавших наибольшее влияние на его развитие, начиная от первого появления в литературе и заканчивая наиболее поздним. Материалом исследования послужили как малоизвестные, так и популярные произведения: «Пастух Гаита» А. Бирса, «Жёлтый знак» Р. Чемберса, «Шепчущий во тьме» Г. Лавкрафта, «Пришелец из космоса» А. Дерлета, «Благие знамения» Т. Пратчетта и Н. Геймана. В результате исследования были раскрыты особенности персонажа и его эволюция на фоне развития литературного процесса.
Тезисы
Впервые Хастур — некое высшее существо — упоминается в
рассказе «Пастух Гаита» («Haita the shepherd», 1891). На протяжении века персонаж эволюционировал, появляясь в произведениях разных авторов, в том числе в романе «Благие знамения» («Good
omens», 1990). Очевидно, что эволюционный процесс сопровождался определенными изменениями. Основная задача исследования — рассмотрение и анализ данного процесса через специфику раскрытия персонажа в разных произведениях и сопоставление его черт. Особое внимание уделено Хастуру в романе «Благие знамения».
Материалом исследования стали отрывки из произведений А. Бирса (1842–1913, Bierce), Р. Чемберса (1802–1871, Chambers), Г. Лавкрафта (1890–1937, Lovecraft), А. Дерлета (1909–1971, Derleth), Т. Пратчетта (1948–2015, Pratchett) и Н. Геймана (1960, Gaiman), в которых упоминается или непосредственно присутствует Хастур в любом из его воплощений. В ходе исследования была раскрыта специфика персонажа, выявлены отличительные черты, основанные на повторяющихся деталях при описании его различными авторами. Отдельно были сопоставлены и проанализированы сложившиеся и устоявшиеся черты персонажа с его полным переосмыслением в романе Пратчетта и Геймана.
В результате исследования был сделан следующий вывод: большинство писателей не придумывали персонажа, а использовали ранее созданного, добавляя к его чертам другие, основанные на их понимании мистического образа; однако среди авторов были и те, кто создал «нового» персонажа, сильно отличающегося от оригинала.
Материалом исследования стали отрывки из произведений А. Бирса (1842–1913, Bierce), Р. Чемберса (1802–1871, Chambers), Г. Лавкрафта (1890–1937, Lovecraft), А. Дерлета (1909–1971, Derleth), Т. Пратчетта (1948–2015, Pratchett) и Н. Геймана (1960, Gaiman), в которых упоминается или непосредственно присутствует Хастур в любом из его воплощений. В ходе исследования была раскрыта специфика персонажа, выявлены отличительные черты, основанные на повторяющихся деталях при описании его различными авторами. Отдельно были сопоставлены и проанализированы сложившиеся и устоявшиеся черты персонажа с его полным переосмыслением в романе Пратчетта и Геймана.
В результате исследования был сделан следующий вывод: большинство писателей не придумывали персонажа, а использовали ранее созданного, добавляя к его чертам другие, основанные на их понимании мистического образа; однако среди авторов были и те, кто создал «нового» персонажа, сильно отличающегося от оригинала.