XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Развитие фольклористики в Польше и Чехии в период романтизма

Софья Анатольевна Токаревских
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад представляет собой обзор историко-литературной ситуации двух славянских народов, польского и чешского, в эпоху романтизма и славянского Национального возрождения (конец XVIII — середина XIX в.). Внимание сосредоточено на становлении и развитии фольклористики, начиная с причин возникновения интереса к фольклору.

Тезисы

Национальное возрождение славянских народов (конец XVIII — середина XIX в.) затронуло большинство славянских стран за исключением Польши, которая в тот момент не являлась единым государством. Однако отсутствие государственности побуждало поляков к развитию национальной культуры и привело к появлению романтизма как литературного течения. Приход чехов к романтизму был также обоснован ситуацией подавления — после поражения в битве при Белой горе в 1620 г. чешский народ подвергся онемечиванию. Основы романтизма во многих странах Европы строились на идеях немецкого философа И. Г. Гердера (1744—1803, Herder), который подчёркивал важность фольклора и возвращения к истокам для возрождения национального самосознания. Таким образом, в Польше и Чехии романтизм стал поводом для собирания и изучения национального фольклора.
В Чехии главными фольклористами выступили К. Я. Эрбен (1811—1870, Erben), издавший «Простонародные чешские песни и пословицы» (1864) и сборник народных сказок и легенд «Славянская хрестоматия» (1865); Ф. Л. Челаковский (1799—1852, Čelakovský), составитель сборника «Славянские народные песни» в трёх томах (1822—1827), а также монументального «Мудрословия славянских народов в пословицах» (1852); Б. Немцова (1820—1862, Němcová), собравшая и обработавшая сказки, которые выходили в течение трёх лет тетрадями под общим названием «Народные сказки и предания» (1845—1848). В Польше — К. В. Войцицкий (1807—1879, Wóycicki), автор ряда сборников песен, пословиц, сказок и преданий; А. Ю. Глиньский (1817—1866, Gliński), издавший легендарный четырёхтомный труд «Польский сказочник» (1853) и др. 
А. Мицкевич (1798—1855, Mickiewicz), Ю. Словацкий (1809—1849, Słowacki), К. Г. Маха (1810—1836, Mácha) и упомянутый ранее Эрбен — писатели эпохи романтизма — использовали фольклорные мотивы и сюжеты в своих произведениях. Характерным является обращение к жанру баллады, так как баллада чаще всего предполагает фольклорный сюжет. Например, сюжет баллады А. Мицкевича «Бегство» (1831) основан на возвращении к невесте с войны жениха, который впоследствии оказывается мертвецом. Аналогичный сюжет мы встречаем в немецкой литературе у Г. Бюргера (1747—1794, Bürger) в балладе «Ленора» (1773), затем в русской литературе у В. А. Жуковского в балладах «Людмила» (1808) и «Светлана» (1813), а также в чешской литературе в балладе «Свадебные рубашки» (1856) Эрбена. Однако Мицкевич отмечал, что сюжет его баллады основан на польско-литовском фольклоре. Так или иначе, мы можем утверждать, что каждая из этих баллад имеет свой национальный колорит.