Динамика субъективного оценивания личностных характеристик носителя диалекта (на материале американского варианта английского языка)
Алиса Юрьевна Гук
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данное исследование направлено на выявление социолингвистической значимости американских произносительных диалектов в условиях современной политической и социальной ситуации в США. В качестве материала для исследования были выбраны записи сайта международного архива диалектов английского языка и записи, произведенные при личной встрече с дикторами. Записи были использованы для создания опроса носителей американского варианта английского языка методом анкетирования. По итогам исследования были проанализированы случаи, подтверждающие влияние политики корректности на субъективное оценивание речи.
Тезисы
Социолингвистические исследования дают возможность убедиться в том, что восприятие речи слушающим может быть подвержено влиянию не только субъективных стереотипов, но также политической и социальной ситуации в стране. Цель данной работы заключается в попытке выявить, влияет ли современная политика корректности США на субъективное оценивание личностных характеристик носителей американского варианта английского языка.
Для того, чтобы исследовать динамику субъективного оценивания американских диалектов, был проведен перцептивный эксперимент, в котором принял участие 31 человек.
В качестве материала для эксперимента были выбраны записи сайта международного архива диалектов английского языка, а также записи, произведенные при личной встрече с дикторами, представителями шести диалектных групп. Дикторам было предложено прочитать фонетически представительный текст. В ходе эксперимента был произведен опрос наивных носителей методом анкетирования. Респондентам предлагалось указать информацию о себе и оценить личностные качества дикторов. Список личностных черт создан в соответствии с нуждами данного исследования и является произвольным. К личностным характеристикам относятся особенности, имеющие биологическую и социальную природу, определяющие ситуативные проявления.
Анкета содержит вопрос о предполагаемой возрастной группе диктора, а также вопрос со списком из 12 следующих личностных характеристик: любящий веселье, щедрый, скромный, властный, злой, дружелюбный, уверенный, нетерпеливый, простодушный, равнодушный, добрый. Аудиторы оценивали дикторов по голосу и отмечали все подходящие варианты.
Анализ опроса дал следующие результаты:
1) респонденты верно определили возрастную категорию у 6 из 10 дикторов;
2) основные характеристики, приписанные каждому из дикторов, несут положительную оценку; самые частотные варианты, выбранные респондентами, — это «уверенный» и «дружелюбный»;
3) в основном аудиторы избегали использования отрицательных характеристик, но тем не менее их можно встретить в описании представителей группы диалектов Новой Англии (районов Бостона и Нью-Йорка), характеристика «злой» была приписана пятью участниками опроса лишь одному диктору;
4) менее всего отрицательных черт было приписано представителям группы западных и южных диалектов.
Аудиторы демонстрируют толерантное отношение к личностным качествам, что свидетельствует о том, что оценивание носителя по речи в данном случае предположительно обусловлено современной политической и социальной средой; в настоящий момент происходит сглаживание субъективных стереотипов, связанных с региональными особенностями речи. Тем не менее, все еще можно проследить стереотипное мышление на примере выбора отрицательных черт для представителей определенных диалектных групп.