Встреча как главный элемент позднесоветского кинонарратива об одинокой женщине
Александра Рудольфовна Леонтьева
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Женщина как самостоятельная фигура уже давно является предметом внимания историков кино. С этой точки зрения кинематограф периода 1920 — 1960-х описан довольно подробно. Однако образ одинокой женщины позднесоветского периода, захвативший экраны в 1975 — 1985-х гг., пока не столь детально изучен. Цель доклада состоит в том, чтобы рассмотреть сюжетные особенности кинонарративов упомянутого типа и соотнести их особенности с социально-этической проблематикой, которая в них отражается. В докладе будут рассмотрены такие фильмы, как «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Впервые замужем» и др.
Тезисы
Если говорить о героях фильмов, женщина
как самостоятельная фигура уже давно является предметом внимания историков кино.
С этой точки зрения кинематограф периода 1920 — 1960-х изучен довольно подробно. Однако
образ одинокой женщины позднесоветского периода, захвативший экраны в
1975 — 1985-х гг., пока еще не столь детально изучен.
Эта фигура встречалась и раньше («Третья мещанская»), но в указанное десятилетие она выдвигается на передний план. Несмотря на то, что все фильмы об одинокой женщине разные, «close reading» этих кинотекстов приводит к выводу — сюжетная канва едина и главным ее элементом является встреча. В каждом фильме этого десятилетия происходит знакомство женщины с мужчиной, что указывает на структурную значимость элемента. Момент встречи как композиционная часть выражает желание одинокой героини «найти кого-то». В сказке о Золушке, главном нарративе о женщине, это желание реализовалось как случайность судьбы. Однако в обсуждаемом позднесоветском сюжете встреча является целью, которую одинокая героиня пытается достичь.
Интересно, что методы достижения этой цели коррелируют с тем, в каком пространстве происходит действие фильма. Если героиня оказывается в месте, кардинально отличающемся от привычного (например, на курорте), то сама экзотичность окружающего, смена окружения увеличивают вероятность встретить мужчину («Дамы приглашают кавалеров»). В ином случае, если героиня находится в знакомом рутинном локусе (например, на работе, дома, в общежитии), она фокусируется на изменении себя — начинает носить новую модную одежду, иначе себя вести и т. п. («Самая обаятельная и привлекательная»). Иными словами, женщина достигает цели, изменяясь. Однако это изменение не является лицемерием по отношению к самой себе, напротив — эти преображения символизируют то, как «женщина учится быть женщиной» ради мужчины. Кто он? Это не принц из сказки и не идеал советского гражданина, нередко это заключенный («Вокзал для двоих»), алкоголик («Одинокая женщина желает познакомиться») или такой же отчаявшийся одиночка («Родня»). Подобная «невписываемость» героев в социально-приемлемые идеалы подчеркивает выдвинутый Наталией Борисовой тезис о том, что в позднесоветском кинематографе фокус переходит на частную жизнь индивида, в данном случае — на частную жизнь одинокой женщины.
Встреча как элемент сюжета консолидирует в себе перечисленные выше проблемы и в художественном произведении либо провоцирует и «завязывает» действие («Служебный роман»), либо становится его развязкой («Впервые замужем»). В итоге счастливый (или несчастливый) конец зависит от того, достигается ли цель героини встретить «кого-то» и остаться вместе («Москва слезам не верит») или нет («Одинокая женщина желает познакомиться»).
Эта фигура встречалась и раньше («Третья мещанская»), но в указанное десятилетие она выдвигается на передний план. Несмотря на то, что все фильмы об одинокой женщине разные, «close reading» этих кинотекстов приводит к выводу — сюжетная канва едина и главным ее элементом является встреча. В каждом фильме этого десятилетия происходит знакомство женщины с мужчиной, что указывает на структурную значимость элемента. Момент встречи как композиционная часть выражает желание одинокой героини «найти кого-то». В сказке о Золушке, главном нарративе о женщине, это желание реализовалось как случайность судьбы. Однако в обсуждаемом позднесоветском сюжете встреча является целью, которую одинокая героиня пытается достичь.
Интересно, что методы достижения этой цели коррелируют с тем, в каком пространстве происходит действие фильма. Если героиня оказывается в месте, кардинально отличающемся от привычного (например, на курорте), то сама экзотичность окружающего, смена окружения увеличивают вероятность встретить мужчину («Дамы приглашают кавалеров»). В ином случае, если героиня находится в знакомом рутинном локусе (например, на работе, дома, в общежитии), она фокусируется на изменении себя — начинает носить новую модную одежду, иначе себя вести и т. п. («Самая обаятельная и привлекательная»). Иными словами, женщина достигает цели, изменяясь. Однако это изменение не является лицемерием по отношению к самой себе, напротив — эти преображения символизируют то, как «женщина учится быть женщиной» ради мужчины. Кто он? Это не принц из сказки и не идеал советского гражданина, нередко это заключенный («Вокзал для двоих»), алкоголик («Одинокая женщина желает познакомиться») или такой же отчаявшийся одиночка («Родня»). Подобная «невписываемость» героев в социально-приемлемые идеалы подчеркивает выдвинутый Наталией Борисовой тезис о том, что в позднесоветском кинематографе фокус переходит на частную жизнь индивида, в данном случае — на частную жизнь одинокой женщины.
Встреча как элемент сюжета консолидирует в себе перечисленные выше проблемы и в художественном произведении либо провоцирует и «завязывает» действие («Служебный роман»), либо становится его развязкой («Впервые замужем»). В итоге счастливый (или несчастливый) конец зависит от того, достигается ли цель героини встретить «кого-то» и остаться вместе («Москва слезам не верит») или нет («Одинокая женщина желает познакомиться»).