Между первым и вторым: о вариантах заполнения лакуны между повторами в устном монологе
Юлия Олеговна Завадская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Изучение
русской устной спонтанной речи представляется неполным без анализа таких
неизбежных при речепорождении явлений, как повторы. Повтор при этом может
выполнять разные функции: быть стилистическим средством, маркером самокоррекции,
вербальным хезитативом и т. п. Поиск зависимости появления определенного типа заполнения лакуны при дистантном (off-line) повторе от функции повтора — цель исследования. Источником материала для анализа послужил
корпус русской монологической речи «Сбалансированная аннотированная текстотека», содержащий тексты разного типа и богатый исследуемыми фрагментами.
Тезисы
Процесс спонтанного речепорождения всегда требует от
говорящего значительных усилий разного характера. Это объясняется прежде всего ситуацией
временнóго дефицита, когда человек вынужден одновременно обдумывать,
конструировать свое высказывание и производить его. На это накладываются и другие
факторы — особенности коммуникативной ситуации, уровень речевой компетенции
говорящего и даже его состояние в момент речепорождения, — что приводит к
появлению в устной речи многих уникальных явлений. Оговорки, заполненные и
незаполненные паузы хезитации, самоперебивы/обрывы и самоисправления — неотъемлемые элементы спонтанного текста. В их ряду можно назвать и повторы, ставшие
предметом настоящего исследования.
Источником материала для анализа стал корпус монологической речи «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ); в пользовательском подкорпусе — 127 единиц в контекстах. Особенность данного корпуса состоит в том, что информанты в ходе записи материала выполняют ряд речевых заданий: чтение и пересказ сюжетного и несюжетного исходных текстов, описание сюжетного и несюжетного изображений и свободный рассказ на заданную тему. Основу настоящего исследования составили монологи (кроме чтения), записанные от информантов-медиков.
Исследование монологической речи представляется интересным сразу по нескольким причинам. Так, при порождении монолога во время выполнения речевого задания, то есть в условиях эксперимента, говорящий лучше обдумывает свое высказывание, что позволяет увидеть в действии механизм речепорождения. Кроме того, в этой ситуации исключена возможность появления перебивов со стороны собеседника и информант может строить монолог практически без внешних помех, типичных для диалога/полилога.
Анализ пользовательского подкорпуса показал, что повторы могут выполнять в речи говорящего различные функции: (1) стилистического средства (считается что / в городе приметы не нужны // в городе мы / время узнаём по часам); (2) вербального хезитатива при планировании дальнейшего высказывания (но / когда / человек попадает в лес / и проведя там несколько дней / он не / он не / обязательно обратится к тем приметам которые его окружают); (3) средства вынужденной самокоррекции (из чуза… / из чулана периодически / (э-э) до хозяев доносилось его жуткое завывание). Кроме того, в материале были обнаружены случаи не только контактного (on-line), но и дистантного (off-line) повтора: затем он / (м-м) спрыгнул в отчаянии с берёзы // затем он / спрятался / (м-м) подпол. В докладе представлены, кроме того, результаты анализа «лакун» между повторяющимися фрагментами (неречевые звуки, паузы и т. п.). В качестве дополнительной была поставлена задача выявления возможной зависимости между функцией (типом) повтора и характером повторяющихся фрагментов.
Источником материала для анализа стал корпус монологической речи «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ); в пользовательском подкорпусе — 127 единиц в контекстах. Особенность данного корпуса состоит в том, что информанты в ходе записи материала выполняют ряд речевых заданий: чтение и пересказ сюжетного и несюжетного исходных текстов, описание сюжетного и несюжетного изображений и свободный рассказ на заданную тему. Основу настоящего исследования составили монологи (кроме чтения), записанные от информантов-медиков.
Исследование монологической речи представляется интересным сразу по нескольким причинам. Так, при порождении монолога во время выполнения речевого задания, то есть в условиях эксперимента, говорящий лучше обдумывает свое высказывание, что позволяет увидеть в действии механизм речепорождения. Кроме того, в этой ситуации исключена возможность появления перебивов со стороны собеседника и информант может строить монолог практически без внешних помех, типичных для диалога/полилога.
Анализ пользовательского подкорпуса показал, что повторы могут выполнять в речи говорящего различные функции: (1) стилистического средства (считается что / в городе приметы не нужны // в городе мы / время узнаём по часам); (2) вербального хезитатива при планировании дальнейшего высказывания (но / когда / человек попадает в лес / и проведя там несколько дней / он не / он не / обязательно обратится к тем приметам которые его окружают); (3) средства вынужденной самокоррекции (из чуза… / из чулана периодически / (э-э) до хозяев доносилось его жуткое завывание). Кроме того, в материале были обнаружены случаи не только контактного (on-line), но и дистантного (off-line) повтора: затем он / (м-м) спрыгнул в отчаянии с берёзы // затем он / спрятался / (м-м) подпол. В докладе представлены, кроме того, результаты анализа «лакун» между повторяющимися фрагментами (неречевые звуки, паузы и т. п.). В качестве дополнительной была поставлена задача выявления возможной зависимости между функцией (типом) повтора и характером повторяющихся фрагментов.