Особенности мелодического оформления слов с ИК-3 в речи представителей разных возрастных групп и разного пола
Светлана Владимировна Зимина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Целью данного исследования является анализ
особенностей тайминга в восходяще-нисходящем интонационном контуре, или ИК-3, согласно
классификации Е. А. Брызгуновой. В работе рассматривается вариативность тайминга
в зависимости от возраста и пола дикторов, проживающих и получивших образование
(в большинстве своём) в Санкт-Петербурге. Материалом для исследования послужили
записи из корпуса русской спонтанной речи
CoRuSS. Результаты показали, что смещение мелодического пика при реализации ИК-3 зависит в
большей степени от фактора возраста и в меньшей — от фактора пола.
Тезисы
Целью данного исследования стало изучение интонационной вариативности на примере интонационных моделей 11, 11а и 11b (по Н. Б. Вольской), реализуемых по
типу ИК-3 (по Е. А. Брызгуновой) в неконечных синтагмах и незавершённых
предложениях. Особое внимание уделяется зависимости частотности смещения
мелодического пика при реализации модели 11 и её вариантов в ударном звуке в
зависимости от пола и возраста диктора.
Цель работы определила следующие задачи:
1) обработать данные, полученные после установки и корректировки меток периодов основного тона в звуковых файлах (анализа слов с ИК-3 в речи представителей разных возрастных групп, разного пола);
2) найти слова, в которых мелодический пик смещён, то есть находится вне границ ударного гласного (справа от правой границы ударного гласного);
3) определить, зависят ли такие смещения в мелодике от возраста и пола диктора; выявить общие закономерности мелодической картины слов с выбранной интонацией для каждой возрастной группы.
В ходе исследования были использованы материалы корпуса CoRuSS с сегментацией, проведённой на словесном и звуковом уровнях. Для данной работы были выбраны 15 диалогов из корпуса. Материал был подобран так, чтобы можно было на его основании судить об общих тенденциях в реализации модели 11 и её вариантов для представителей разных возрастных групп и разного пола.
На языке программирования Python была написана программа, позволяющая автоматически считывать частоту основного тона в исследуемых гласных звуках, а также вычислять положение частотного пика относительно границ ударного гласного. Далее данные, отражающие среднюю длительность сдвига мелодического пика, процентное содержание реализаций 11 модели и её вариантов относительно стандартных реализаций, а также информация о поле и возрасте диктора, были представлены в индивидуальной Excel-таблице для каждого диктора.
Анализ данных показал, что средний процент смещения мелодического пика при реализации данных фонетических конструкций, появляющихся в речи молодых людей (16—30 лет), составил 38%. Для представителей старших поколений, а именно возрастных групп 31—45 и 46 и более лет, смещений максимального значения частоты основного тона среди остальных реализаций интонационной модели 11 значительно меньше: 24% и 17% соответственно. Также стоит отметить, что усреднённое время смещения мелодического пика относительно правой границы гласного для представителей молодого поколения является самым большим: почти 40 мс.
Более того, данные показывают, что в речи женщин мелодический пик сдвигается чаще, чем в речи мужчин. Для представительниц женского пола процент интонационных конструкций, реализованных со смещённым мелодическим пиком, составляет 31%, что на 10% больше, чем для мужчин.
Цель работы определила следующие задачи:
1) обработать данные, полученные после установки и корректировки меток периодов основного тона в звуковых файлах (анализа слов с ИК-3 в речи представителей разных возрастных групп, разного пола);
2) найти слова, в которых мелодический пик смещён, то есть находится вне границ ударного гласного (справа от правой границы ударного гласного);
3) определить, зависят ли такие смещения в мелодике от возраста и пола диктора; выявить общие закономерности мелодической картины слов с выбранной интонацией для каждой возрастной группы.
В ходе исследования были использованы материалы корпуса CoRuSS с сегментацией, проведённой на словесном и звуковом уровнях. Для данной работы были выбраны 15 диалогов из корпуса. Материал был подобран так, чтобы можно было на его основании судить об общих тенденциях в реализации модели 11 и её вариантов для представителей разных возрастных групп и разного пола.
На языке программирования Python была написана программа, позволяющая автоматически считывать частоту основного тона в исследуемых гласных звуках, а также вычислять положение частотного пика относительно границ ударного гласного. Далее данные, отражающие среднюю длительность сдвига мелодического пика, процентное содержание реализаций 11 модели и её вариантов относительно стандартных реализаций, а также информация о поле и возрасте диктора, были представлены в индивидуальной Excel-таблице для каждого диктора.
Анализ данных показал, что средний процент смещения мелодического пика при реализации данных фонетических конструкций, появляющихся в речи молодых людей (16—30 лет), составил 38%. Для представителей старших поколений, а именно возрастных групп 31—45 и 46 и более лет, смещений максимального значения частоты основного тона среди остальных реализаций интонационной модели 11 значительно меньше: 24% и 17% соответственно. Также стоит отметить, что усреднённое время смещения мелодического пика относительно правой границы гласного для представителей молодого поколения является самым большим: почти 40 мс.
Более того, данные показывают, что в речи женщин мелодический пик сдвигается чаще, чем в речи мужчин. Для представительниц женского пола процент интонационных конструкций, реализованных со смещённым мелодическим пиком, составляет 31%, что на 10% больше, чем для мужчин.