XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ситуация понимания и непонимания сквозь призму дискурсивного анализа (на материале повести Р. Брэдбери «Dandelion wine»)

Ольга Михайловна Бредникова
Докладчик
студент 4 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Ключевые слова, аннотация

Данная работа посвящена анализу влияния различных этапов формирования человека, его социального опыта на коммуникативную ситуацию. В качестве примера используется произведение Рэя Брэдбери «Dandelion wine». На основе теории А. А. Потебни о ближайшем и дальнейшем значении слов анализируется отношение детей и взрослых к понятию «смерть». В ходе данного исследования было выявлено, что дальнейшее значение у представленных социальных групп не совпадает, что ведёт к ситуации непонимания. 

Тезисы

Настоящая работа рассматривает употребление слова в тексте в рамках целостной коммуникативной системы. Также рассматриваются идеи А. А. Потебня и идеи позднего структурализма на основе романа американского писателя Рэя Бредбери «Dandelion wine». Цель работы посвящена выявлению влияния различных этапов формирования человека, его социального опыта на коммуникативную ситуацию. Задачами исследования являются: рассмотрение на основе определенной коммуникативной ситуации дискурса различных возрастных групп, проблемы непонимания людей через теорию Потебни о ближайшем и дальнейшем значении.
На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых проблем остаётся проблема понимания дискурса. Обратимся к определению Ю. Руднева, который считает, что дискурс — это такое измерение текста, взятого как комплекс высказываний, которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.
Таким образом, мы можем говорить, что у любого дискурса или коммуникативной ситуации могут быть идеологические установки, заданные субъектом высказывания, которые в свою очередь могут не совпадать с установками реципиента. В данном контексте уместно будет рассмотреть теорию Потебни о ближайшем значении слова как значении общеупотребительном, словарном, и дальнейшем значении, которое представляет область личного опыта.
Рассмотрим эту теорию на конкретном примере, описанном в романе Брэдбери. Одним из аспектов данной коммуникативной ситуации является частичное непонимание между различными поколениями. Связано это с различным жизненным опытом и возрастными особенностями. Рассмотрим на примере отношения взрослых и детей к понятию «смерть». Ближайшее значение (Cambridge dictionary): darkness 'недостаток или отсутствие света'; serenity 'умиротворение и спокойствие', bed 'предмет мебели для сна'. Дальнейшее значение: darkness 'отсутствие света, символ смерти, чего-то необъятного', serenity 'безмятежность, символ спокойствия, отдых от земных забот', bed 'отдых, отсутствие срочных дел'. Таким образом, для детей смерть — это страх, темнота, в то время как для людей в возрасте — это умиротворение, спокойствие, то есть дальнейшее значения слов не совпадают. В этом случае мы можем говорить о том, что участники коммуникативной ситуации могут вкладывать различный смысл в их высказывания.
В заключение можно сказать о том, что различные факторы социальной жизни человека влияют на коммуникативные системы, так как у людей формируются различные дальнейшие значения слов. Употребление слова в тексте рассматривается в рамках целостности системы, что подтверждает важность анализа формирования дискурса различных социальных групп.