Ситуация понимания и непонимания сквозь призму дискурсивного анализа (на материале повести Р. Брэдбери «Dandelion wine»)
Ольга Михайловна Бредникова
Докладчик
студент 4 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Ключевые слова, аннотация
Данная работа посвящена анализу влияния
различных этапов формирования человека, его социального опыта на
коммуникативную ситуацию. В качестве примера используется произведение Рэя
Брэдбери «Dandelion wine». На основе теории А. А. Потебни о ближайшем и дальнейшем значении
слов анализируется отношение детей и взрослых к понятию «смерть». В ходе данного
исследования было выявлено, что дальнейшее значение у представленных социальных
групп не совпадает, что ведёт к ситуации непонимания.
Тезисы
Настоящая работа рассматривает употребление
слова в тексте в рамках целостной коммуникативной системы. Также
рассматриваются идеи А. А. Потебня и идеи позднего структурализма на основе
романа американского писателя Рэя Бредбери «Dandelion wine». Цель работы
посвящена выявлению влияния различных этапов формирования человека, его
социального опыта на коммуникативную ситуацию. Задачами исследования являются:
рассмотрение на основе определенной коммуникативной ситуации дискурса различных
возрастных групп, проблемы непонимания людей через теорию Потебни о ближайшем и
дальнейшем значении.
На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых проблем остаётся проблема понимания дискурса. Обратимся к определению Ю. Руднева, который считает, что дискурс — это такое измерение текста, взятого как комплекс высказываний, которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.
Таким образом, мы можем говорить, что у любого дискурса или коммуникативной ситуации могут быть идеологические установки, заданные субъектом высказывания, которые в свою очередь могут не совпадать с установками реципиента. В данном контексте уместно будет рассмотреть теорию Потебни о ближайшем значении слова как значении общеупотребительном, словарном, и дальнейшем значении, которое представляет область личного опыта.
Рассмотрим эту теорию на конкретном примере, описанном в романе Брэдбери. Одним из аспектов данной коммуникативной ситуации является частичное непонимание между различными поколениями. Связано это с различным жизненным опытом и возрастными особенностями. Рассмотрим на примере отношения взрослых и детей к понятию «смерть». Ближайшее значение (Cambridge dictionary): darkness 'недостаток или отсутствие света'; serenity 'умиротворение и спокойствие', bed 'предмет мебели для сна'. Дальнейшее значение: darkness 'отсутствие света, символ смерти, чего-то необъятного', serenity 'безмятежность, символ спокойствия, отдых от земных забот', bed 'отдых, отсутствие срочных дел'. Таким образом, для детей смерть — это страх, темнота, в то время как для людей в возрасте — это умиротворение, спокойствие, то есть дальнейшее значения слов не совпадают. В этом случае мы можем говорить о том, что участники коммуникативной ситуации могут вкладывать различный смысл в их высказывания.
В заключение можно сказать о том, что различные факторы социальной жизни человека влияют на коммуникативные системы, так как у людей формируются различные дальнейшие значения слов. Употребление слова в тексте рассматривается в рамках целостности системы, что подтверждает важность анализа формирования дискурса различных социальных групп.
На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых проблем остаётся проблема понимания дискурса. Обратимся к определению Ю. Руднева, который считает, что дискурс — это такое измерение текста, взятого как комплекс высказываний, которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.
Таким образом, мы можем говорить, что у любого дискурса или коммуникативной ситуации могут быть идеологические установки, заданные субъектом высказывания, которые в свою очередь могут не совпадать с установками реципиента. В данном контексте уместно будет рассмотреть теорию Потебни о ближайшем значении слова как значении общеупотребительном, словарном, и дальнейшем значении, которое представляет область личного опыта.
Рассмотрим эту теорию на конкретном примере, описанном в романе Брэдбери. Одним из аспектов данной коммуникативной ситуации является частичное непонимание между различными поколениями. Связано это с различным жизненным опытом и возрастными особенностями. Рассмотрим на примере отношения взрослых и детей к понятию «смерть». Ближайшее значение (Cambridge dictionary): darkness 'недостаток или отсутствие света'; serenity 'умиротворение и спокойствие', bed 'предмет мебели для сна'. Дальнейшее значение: darkness 'отсутствие света, символ смерти, чего-то необъятного', serenity 'безмятежность, символ спокойствия, отдых от земных забот', bed 'отдых, отсутствие срочных дел'. Таким образом, для детей смерть — это страх, темнота, в то время как для людей в возрасте — это умиротворение, спокойствие, то есть дальнейшее значения слов не совпадают. В этом случае мы можем говорить о том, что участники коммуникативной ситуации могут вкладывать различный смысл в их высказывания.
В заключение можно сказать о том, что различные факторы социальной жизни человека влияют на коммуникативные системы, так как у людей формируются различные дальнейшие значения слов. Употребление слова в тексте рассматривается в рамках целостности системы, что подтверждает важность анализа формирования дискурса различных социальных групп.