Некоторые лингвистические особенности квазивербальных элементов в песенных текстах (на материале русского и английского языков)
Наталия Олеговна Суворова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данная
работа посвящена исследованию песенных
текстов и встречающихся в них квазивербальных элементов. Под квазивербальными
элементами понимаются звуковые единицы,
содержащиеся в песнях, но не зафиксированные
в словарях. Исследование проводилось
на материале русских и английских песен
разных жанров. В процессе исследования
была выведена классификация данных
элементов и определены их функции. Для
проверки гипотетических положений был
проведён эксперимент, анализ результатов
которого позволил выявить связь между
фонетической структурой квазивербального
элемента и его функцией в тексте песни.
Тезисы
В
песенном тексте регулярно употребляются
элементы, нехарактерные для других
видов текста. В связи с этим можно вывести
классификацию его вербальных особенностей:
1) вербальные
элементы: междометия (ой, ах, ау, oh,
hey, yeah — и
их
сочетания);
звукоподражательные элементы (подражание
звукам животных (гагага) и окружающей
среды (динь-дон)); междометия, традиционные
для песен (люли-люли, тра-та-та); пропевание
гласного звука; пропевание сочетаний
звуков; 2) квазивербальные
элементы (КВЭ), т. е. звуковые
единицы, не зафиксированные в словарях.
Для исследования функций КВЭ были собраны песни разных жанров (поп, рок, рэп, джаз, альтернатива, народные и детские песни) на русском и английском языках, в которых представлены КВЭ. Объём выборки составил 70 песен на русском языке и 76 — на английском. В результате наблюдений было установлено, что квазивербальные элементы, предположительно, обладают следующими функциями: создание определённого настроения, поддержание ритма, привлечение внимания, заполнение пробела в тексте песни, создание рифмы.
С целью подтверждения наблюдений был проведён перцептивный эксперимент. Методом взвешенной выборки были определены композиции (12 русских и 17 английских), КВЭ которых обладают вышеперечисленными функциями. В ходе эксперимента носителям русского языка предлагалось послушать звуковой фрагмент (КВЭ) длительностью 3-4 секунды и ответить на несколько вопросов. Эксперимент проводился в сервисе Google Forms. В настоящее время продолжается сбор данных от носителей английского языка.
В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы.
Для квазивербальных элементов, способствующих поддержанию ритма, характерно наличие взрывных согласных, преобладание открытых слогов над закрытыми и повторение слогов (в большинстве случаев одинаковых). В качестве примера можно привести песню Владимира Кузьмина «Симона» ([папапабубапапабубабапа]).
В случаях, когда в ответах респондентов преобладал выбор функции «заполнение пробелов в тексте», квазивербальный элемент объединял в себе признаки наличия плавного сонанта [l], а также других сонантов, но в меньшем количестве; преобладания звонких согласных звуков над глухими; преобладания гласных звуков над согласными; отсутствия повторов одинаковых слогов, следующих друг за другом; протягивания гласных звуков. Данные характеристики представлены в песне Imogen Heap «Hide and seek» ([blʌʌɑɑdʌɑɑ]).
В случаях, когда в КВЭ сочетались фонетические признаки из двух групп, описанных выше, респонденты отмечали наличие обеих функций, что подтвердило суждение о связи функций между собой. Кроме того, при анализе звукового состава КВЭ в соотношении с эмоцией, которую он вызывал, соответствий между ними выявлено не было, поскольку КВЭ, схожие по форме, вызывали разные эмоции.
Для исследования функций КВЭ были собраны песни разных жанров (поп, рок, рэп, джаз, альтернатива, народные и детские песни) на русском и английском языках, в которых представлены КВЭ. Объём выборки составил 70 песен на русском языке и 76 — на английском. В результате наблюдений было установлено, что квазивербальные элементы, предположительно, обладают следующими функциями: создание определённого настроения, поддержание ритма, привлечение внимания, заполнение пробела в тексте песни, создание рифмы.
С целью подтверждения наблюдений был проведён перцептивный эксперимент. Методом взвешенной выборки были определены композиции (12 русских и 17 английских), КВЭ которых обладают вышеперечисленными функциями. В ходе эксперимента носителям русского языка предлагалось послушать звуковой фрагмент (КВЭ) длительностью 3-4 секунды и ответить на несколько вопросов. Эксперимент проводился в сервисе Google Forms. В настоящее время продолжается сбор данных от носителей английского языка.
В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы.
Для квазивербальных элементов, способствующих поддержанию ритма, характерно наличие взрывных согласных, преобладание открытых слогов над закрытыми и повторение слогов (в большинстве случаев одинаковых). В качестве примера можно привести песню Владимира Кузьмина «Симона» ([папапабубапапабубабапа]).
В случаях, когда в ответах респондентов преобладал выбор функции «заполнение пробелов в тексте», квазивербальный элемент объединял в себе признаки наличия плавного сонанта [l], а также других сонантов, но в меньшем количестве; преобладания звонких согласных звуков над глухими; преобладания гласных звуков над согласными; отсутствия повторов одинаковых слогов, следующих друг за другом; протягивания гласных звуков. Данные характеристики представлены в песне Imogen Heap «Hide and seek» ([blʌʌɑɑdʌɑɑ]).
В случаях, когда в КВЭ сочетались фонетические признаки из двух групп, описанных выше, респонденты отмечали наличие обеих функций, что подтвердило суждение о связи функций между собой. Кроме того, при анализе звукового состава КВЭ в соотношении с эмоцией, которую он вызывал, соответствий между ними выявлено не было, поскольку КВЭ, схожие по форме, вызывали разные эмоции.