XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эстетика гламура в фильме Г. Ла Кавы «Мой слуга Годфри» 1936 г. на примере костюмов дизайнера Т. Бэнтона

Надежда Витальевна Носова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу костюма как важного элемента эстетики гламура в художественном кинематографе США в 1930-х гг. В качестве визуального материала был выбран знаковый фильм жанра эксцентрической комедии «Мой слуга Годфри» 1936 г. Причины популяризации гламура в кинематографе 1930-х гг. раскрываются на основе анализа драматической линии фильма и его художественных образов. Особое внимание уделено костюмам главной героини, выполненным знаменитым дизайнером Т. Бэнтоном, в которых отражены основные принципы гламура.

Тезисы

Кинофильм «Мой слуга Годфри» выступает классическим образцом стиля «гламур» в Голливуде 1930-х гг. и является одним из лучших примеров жанра эксцентричной комедии, который приобрел чрезвычайную популярность еще в годы Великой депрессии. Режиссер Г. Ла Кава представил зрителю искрометную, типичную для 1930-х гг., версию изображения жизни сумасбродных богачей. В соответствии с требованиями жанра фабула фильма была построена на преодолении социальных барьеров. «Мой слуга Годфри» имел большой успех в прокате, а также был отмечен 6 номинациями премии «Оскар». Особых похвал была удостоена игра К. Ломбард, которая блестяще исполнила роль эксцентричной представительницы семьи миллионеров, после чего она вошла в число первых комедийных актрис своего времени.
Поставленной задачей является раскрытие основных принципов гламура как превалирующей визуальной концепции кинематографа 1930-х гг. На основе анализа вестиментарных обликов героев необходимо установить не только характер взаимодействия костюма и драматического действия, но и интерпретировать его в контексте общей концепции художественного кинематографа США 1930-х гг.
Костюмы героев создал знаменитый дизайнер Т. Бэнтон, который был, пожалуй, первым профессиональным художником по костюмам в истории американского кинематографа. Именно благодаря Бэнтону эстетика гламура прочно закрепилась в «золотой век» Голливуда, что также придает значимость костюмам из «Моего слуги Годфри».
Необходимо выделить следующее: во-первых, взаимодействие фактуры, светоотражающих свойств материала и освещения позволяло добиться эффекта мерцания и создавало романтизированные иллюзорные образы, свойственные нарративу фильмов 1930-х гг. Во-вторых, логичное встраивание костюма героя в окружающее пространство позволяло добиться необходимого в контексте сюжета психологического эффекта. В-третьих, костюмы выступили важной составляющей общей визуальной эстетики гламура в кино, которая была своеобразной метафорой, направленной на создание у зрителя иллюзии прекрасной жизни, отличной от их удручающей реальности.
Таким образом, костюм в фильме «Мой слуга Годфри» выступает ярким художественным образом, который поддерживает общую визуальную концепцию эстетического феномена гламура в кинематографе США 1930-х гг.