XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Романтическая ирония и средства её выражения в языке Сёрена Киркегора (на примере трактата «Повторение»)

Александра Олеговна Экрогульская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён произведению Сёрена Киркегора «Повторение» и тем стилистическим особенностям этого текста, основополагающим принципом которых стала романтическая ирония. Анализ текста выявил три уровня иронии, последний из которых — языковая игра — и стал предметом данного исследования. Цель доклада — показать на конкретных примерах, какие виды языковой игры использует Киркегор, воплощая в жизнь романтический принцип иронии.




Тезисы

Сёрен Киркегор (1813—1855, Kierkegaard) — датский мыслитель, получивший широкую мировую известность в первой половине XX в. и оказавший серьёзное влияние на философию экзистенциализма и европейскую мысль XX столетия в целом. При жизни Киркегор был непризнанным автором. Он не принадлежал никакой философской или литературной школе и в своих работах выступал оппонентом двух главенствующих тенденций своего времени, а именно — романтизма и гегельянства. Но вместе с тем оба эти явления оказали влияние на его образ мысли, на стиль и языковые особенности произведений Киркегора. Именно последним — языковым особенностям Киркегора, сложившимся под влиянием романтической эстетики, — посвящён настоящий доклад.
Теорию романтической иронии развили основоположники немецкого романтизма Фридрих (1772—1829) и Август Вильгельм (1767—1845) Шлегели. Принцип иронии можно сформулировать как несерьёзное, играющее отношение ко всему существующему — и к собственному творчеству, и к жизни в целом. Согласно этому принципу, выразить истину, то есть бесконечное, невозможно в какой-либо законченной художественной форме, а следовательно, нужно воздерживаться от любых конечных форм, и, насколько это возможно, жить, творить и мыслить, играя и балансируя на грани конечного и бесконечного. То есть ирония — это отказ высказать что-либо в какой-то конечной форме. Иронию как жизненный принцип Киркегор критикует в своей работе «О понятии иронии», называя её бесконечной абсолютной отрицательностью. Но он не случайно обращается к этой теме, а именно потому, что сознаёт себя принадлежащим такому романтическому умонастроению. И в некотором смысле преодоление этого принципа становится задачей всей его философии, в то время как ироничный способ высказывания становится неотъемлемым методом Киркегора, «визитной карточкой» его языка.
В поддержку этого тезиса нам бы хотелось обратиться к трактату «Повторение». Анализ текста говорит о том, что ирония у Киркегора присутствует на трёх уровнях и сказывается в трёх типах противоречий:
1. интертекстуальные противоречия: Кир­кегор полемизирует сам с собой, в одном произведении утверждает то, что опровергнет в другом;
2. концептуальное противоречие внутри одного произведения: Киркегор сталкивает в «Повторении» два противоположных характера и две противоположные идеи, так что читателю практически невозможно догадаться, где точка зрения самого Киркегора;
3. языковые противоречия, или языковая игра.
Ироничный стиль повествования Киркегора проявляется на уровне стилистических особенностей. Всего в тексте «Повторения» можно выделить три типа языковой игры: 1. Игра, основанная на разных значениях одного слова. 2. Игра, основанная на использовании однокоренных слов. 3. Игра с различными синтаксическими конструкциями.