Стилистика прозы Х. Мулиша
Елизавета Игоревна Стуканова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена анализу стилистики прозы
нидерландского писателя Харри Мулиша. На материале двух произведений автора, а
именно, «Каменное брачное ложе» (нид. «Het stenen bruidsbed») (1959) и «Зигфрид» (нид.
«Siegfried») (2001), были изучены лингвистические особенности его стиля и выявлены следующие категории: усложненный синтаксис, многоуровневость текста, частое использование причастий настоящего времени и сравнительных оборотов, указаний на конкретные географические реалии, литературные и музыкальные аллюзии, привлечение немецкоязычной лексики.
Тезисы
Данная работа посвящена анализу стилистики прозы
нидерландского писателя Харри Мулиша. В качестве материала работы были выбраны
два текста автора: его первый роман «Каменное брачное ложе» (нид. «Het stenen bruidsbed») (1959) и последний роман
«Зигфрид» (нид. «Siegfried») (2001). Эти произведения выбраны неслучайно, так
как при анализе двух романов можно изучить стиль писателя в динамике и выявить,
сохраняется ли характерное языковое своеобразие первого романа в последнем,
проанализировать, что именно можно отнести к особенностям стиля. Так, в ходе
работы к подобным особенностям были отнесены усложненный синтаксис,
многоуровневость текста, частое использование причастий настоящего времени и
сравнительных оборотов, указания на конкретные географические реалии,
литературные и музыкальные аллюзии, привлечение немецкоязычной лексики.
В русскоязычной академической традиции творчество Харри Мулиша относится к малоизученному, а в нидерландской традиции едва ли найдутся работы, фокус которых направлен именно на особенности стиля писателя. Таким образом, актуальность данного исследования вызвана недостаточной изученностью темы.
Теоретическая часть работы была написана с опорой на русских и нидерландских лингвистов и литературоведов, в частности, на В. В. Виноградова, Н. Б. Калашникову, Й. Бюрлахе и М. фан Зоххела. Для адекватного анализа материала было важно использовать обе академические традиции.
Харри Мулиш (1927—2010, Mulisch) считается одним из самых ярких представителей нидерландской послевоенной литературы, в Нидерландах его почитают как классика XX в. Некоторые исследователи называют его тексты «лабиринтами», так как автор намеренно усложняет собственные тексты, чтобы читателю приходилось ломать привычные паттерны мышления и учиться читать по-новому. И именно этим особенно интересно творчество Харри Мулиша.
В русскоязычной академической традиции творчество Харри Мулиша относится к малоизученному, а в нидерландской традиции едва ли найдутся работы, фокус которых направлен именно на особенности стиля писателя. Таким образом, актуальность данного исследования вызвана недостаточной изученностью темы.
Теоретическая часть работы была написана с опорой на русских и нидерландских лингвистов и литературоведов, в частности, на В. В. Виноградова, Н. Б. Калашникову, Й. Бюрлахе и М. фан Зоххела. Для адекватного анализа материала было важно использовать обе академические традиции.
Харри Мулиш (1927—2010, Mulisch) считается одним из самых ярких представителей нидерландской послевоенной литературы, в Нидерландах его почитают как классика XX в. Некоторые исследователи называют его тексты «лабиринтами», так как автор намеренно усложняет собственные тексты, чтобы читателю приходилось ломать привычные паттерны мышления и учиться читать по-новому. И именно этим особенно интересно творчество Харри Мулиша.