XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

В. В. Розанов ― первый русский блогер?

Юлия Александровна Коровкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

С учетом взглядов Э. Ф. Голлербаха, В. Б. Шкловского, А. Д. Синявского на поэтику текстов В. В. Розанова в докладе критически рассматривается гипотеза о жанровых и стилистических параллелях между книгами «Уединенное» и «Опавшие листья» и существующей блог-культурой. Сопоставительный анализ позволяет выявить любопытные pro et contra и по-новому взглянуть на такие феномены современного литературного процесса, как сетература, литературные блоги и медиа.

Тезисы

Уже несколько лет в высказываниях некоторых литераторов и писателей в сети мыслитель и философ В. В. Розанов (1856―1919) упоминается как «первый блогер до эпохи Интернета». Были попытки и научного осмысления метафоры, например, в статьях А. Голубковой и М. Маслина. Цель этого доклада ― выделить основные аргументы «за» и «против» относительно существующей гипотезы.
Среди главных черт поэтики «Уединенного» (1912) и «Опавших листьев» (1912) исследователи (в т. ч. А. Д. Синявский, Э. Ф. Голлербах) выделяют рукописность, интимность, дневниковость и фрагментарность, т. е. незавершенность, недоговаривание. Розанов и сам акцентировал эти особенности в попытках осмыслить жанр, в котором работал, и способ письма, который складывался и развивался у него постепенно.
Для блога, согласно исследователям этого явления, характерна спонтанность записи, эмоциональность, наличие некоторого повода для записывания. Цель любого блогера ― взаимодействие с аудиторией, репрезентация мыслей, вызванных тем или иным событием, рефлексия и, конечно, сохранение воспоминаний. Блог, таким образом, довольно сложное явление, отсылающее нас к дневникам, мемуарам и даже рабочим тетрадям (если речь идет, например, о блог-литературе).
Параллели и общие места, которые характеризуют стиль и Розанова, и блог-записи игнорировать довольно трудно. Спонтанность и краткость были характерны для творчества мыслителя. Его заметки порой довольно эмоциональны и отличаются некоторой разговорностью стиля. «Листья» современны не только своим содержанием, но и формой. Пометки об условиях создания той или иной записи, цитаты и частые портретные зарисовки позволили некоторым исследователям и литераторам сравнить творчество Розанова, в т. ч. эпистолярное, с блогосферой.
И все же почва, на которой рождалась его философия и на которой формировался его авторский стиль, совершенно иная, нежели та, на которой создавалась и развивалась блог-культура. «Листья» ― это не просто записи, дневник или мемуары, это особый тип письма и, если помнить о Розанове-мыслителе, особый способ философствования. Коммуникативная, репрезентативная и даже функция рефлексии, характерные для перечисленных жанров, стоят здесь отнюдь не на первом месте, важнее как раз сама мысль как процесс и результат. Именно это делает «Листья» явлением, не имеющим аналогов в русской литературе и культуре.
Проводить однозначные параллели и тем более называть тексты Розанова предвестниками блога как жанрового образования невозможно. Общие места позволяют внимательному исследователю задать вопросы о возможном сходстве жанров, но по своей сути сходство это оказывается поверхностным и недостаточным ни для понимания особенностей поэтики Розанова, ни для осмысления феномена блога.