Антиутопичные аспекты в рэп-лирике Финляндии конца ХХ — начала XXI в.
Дарья Сергеевна Цыганкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В рэп-лирике Финляндии уделяется огромное внимание проблемам современного общества, вопросам будущего и попыткам это будущее спрогнозировать. Зачастую данные прогнозы и предположения оказываются пугающе похожими на сюжеты мировых романов-антиутопий. Что угрожает обществу и возможен ли благоприятный исход? Какие проблемы выносит на первый план такое благополучное государство, как Финляндия? Реальны ли эти проблемы и можно ли с ними бороться?
Тезисы
Хип-хоп как комплексная культура
появляется в Финляндии уже в 1980-е гг., но долгое время остается малочисленной
андерграундной субкультурой во всех проявлениях. Лишь в конце 1990-х
наблюдается подъем и популяризация финского рэпа. С начала XXI в. количество
рэп-исполнителей ощутимо вырастает, крупные лейблы заключают большое количество
контрактов с рэп-исполнителями, жанр полностью теряет свою маргинальную окраску
и становится в один ряд с другими общепринятыми жанрами. Появляются даже такие
исполнители, как Signmark, исполняющий свои песни на языке
жестов. В этом ряду исполнителей ощутимо выделяются Steen1, считающийся главным провокатором, честно
говорящим о нелицеприятной реальности, и Asa — благодаря своей образной, метафоричной, но прямолинейной,
а порой и довольно жестокой лирике.
В текстах песен Steen1 и Asa, на примере которых мы рассмотрим данную тему, преимущественно фигурирует типичная городская среда, причем предстающая как враждебная и небезопасная территория, подверженная постоянным изменениям не в лучшую сторону, как и наполняющие ее люди. Данная среда порождает тягостное, угнетающее ощущение у героя (автора) текста, единственным способом изменить которое видится радикальное изменение системы и образа жизни (социально-политическая антиутопия), притом исключительно с помощью объединения собственных сил с другими окружающими или при их поддержке. Политика и капиталистическая культура потребления — центральные вопросы, на которые герой ищет ответы и старается продумать пути решения возникающих проблем. Интересно проследить, как воспринимают авторы композиций окружающую действительность, откуда исходит угроза и как воспринимается обычная повседневная жизнь. В данной работе рассматриваются элементы антиутопии в жизни современного общества без упоминания фантастических миров и фиктивных событий.
Материалом исследования стали следующие музыкальные альбомы:
1. Asa (Avain) — Punainen tiili (2001 г.);
2. JVG — сингл Netti ei unohda (2019 г.);
3. Timo Pieni Huijaus — Kaikki loppuu (2012 г.);
4. Steen1 — Salaliittoteoria (2004 г.)
В текстах песен Steen1 и Asa, на примере которых мы рассмотрим данную тему, преимущественно фигурирует типичная городская среда, причем предстающая как враждебная и небезопасная территория, подверженная постоянным изменениям не в лучшую сторону, как и наполняющие ее люди. Данная среда порождает тягостное, угнетающее ощущение у героя (автора) текста, единственным способом изменить которое видится радикальное изменение системы и образа жизни (социально-политическая антиутопия), притом исключительно с помощью объединения собственных сил с другими окружающими или при их поддержке. Политика и капиталистическая культура потребления — центральные вопросы, на которые герой ищет ответы и старается продумать пути решения возникающих проблем. Интересно проследить, как воспринимают авторы композиций окружающую действительность, откуда исходит угроза и как воспринимается обычная повседневная жизнь. В данной работе рассматриваются элементы антиутопии в жизни современного общества без упоминания фантастических миров и фиктивных событий.
Материалом исследования стали следующие музыкальные альбомы:
1. Asa (Avain) — Punainen tiili (2001 г.);
2. JVG — сингл Netti ei unohda (2019 г.);
3. Timo Pieni Huijaus — Kaikki loppuu (2012 г.);
4. Steen1 — Salaliittoteoria (2004 г.)